Не угаданная смерть у Тургенева. Помыслы устремлены к ее тайне, но нигде для него не приподнялась, не разорвалась ее завеса, за исключением отчасти смерти Лукерьи в «Живых мощах».
О смерти Базарова, Инсарова, Харлова («Степной король Лир») рассказано с высоким мастерством – о жизни умирающих, о последних мгновениях победы жизни над смертью, но нигде нет победы смерти над еще не угасшей жизнью тела, и нет и нет смерти души в живом еще теле, какая совершается воочию в князе Андрее Болконском за два дня до смерти физической.
В «Песне торжествующей любви» «мертвец Муций… действует как живой»: соединяется во плоти с Валерией и мертвый оплодотворяет живую женщину. И, несмотря на это, в Муции нет противопоставления жизни – смерти, а есть лишь «колдовство», по-тургеневски рассказанное, не чарующее – не околдовывающее.
Больше всего за черту жизни, смелее всего переступил Тургенев в умирании Аратова («Клара Милич»). У Аратова есть ощущение того, что там будет…
В «Кларе Милич» у Тургенева теснейшими узами связано то, что по сущности своей, в последней глубине неразрывно: пол и смерть.
«Нетронутый» Аратов в едином поцелуе сочетается с мертвой «нетронутой» Кларой. «Он рванулся к ней, он хотел поцеловать эти улыбающиеся, эти торжествующие губы, – и он поцеловал их, он почувствовал их горячее прикосновение, он почувствовал даже влажный холодок ее зубов – и восторженный крик огласил полутемную комнату» («Клара Милич»).
«При чтении у меня такое ощущение: вижу неотступно на белом – со страниц книги – дышащий комочек слизи. Вся повесть об этом и через это», – пишет Ремизов.
Власть неизжитого пола, быть может, лишь в одной «Кларе Милич» нашла такое Тургеневу несвойственно-напряженное выражение. О власти неизжитого мстящего за себя пола рассказывает он обычно словами «не плотскими», лишь намекающими на то, как пол владеет человеком, о том, что пол «своей живой волей проникает в напряженную среду другого пола».
«Раненое сердце, – говорит Ремизов, – легло тенью на весь облик Тургенева: безулыбный, ну, есть ли хоть одна строчка, которая вызвала бы улыбку, и какие всегда черные концы рассказов!»
Безулыбно рассказывает Тургенев о своей трагедии: трагедии своей завороженности, закрепощенности, трагедии неизжитого пола.
Тургенев познакомился с Виардо в 1845 г. В 1847 г. он пророчески рассказал о своей судьбе: написал «Петушкова».
«Вся жизнь его прошла под ее (Виардо) знаком: так и умер в «чужом гнезде» в Буживале, под Парижем. Судьба Петушкова – судьба Тургенева», – утверждает Ремизов.
И подлинно: ничтожный, жалкий, маленький Петушков – художественное отражение трагедии большого Тургенева. И если так взглянуть на судьбу Тургенева, поймешь: о ней веще говорят заключительные строки «Петушкова».
«Лет через десять можно было встретить на улицах городка О. человека худенького, с красненьким носиком, одетого в старый зеленый сюртук с плисовым засаленным воротником. Он занимал небольшой чуланчик в известной нам булочной. Прасковьи Ивановны уже не было на свете. Хозяйством заведовала ее племянница Василиса вместе с мужем своим, рыжеватым и подслеповатым мещанином Демофонтом».
Василиса – Виардо, Петушков – Тургенев.
Человеком с «красным носиком» растравляет рану, претворенную в искусстве, в правду личной трагедии. Та же казнь себя, своей судьбы в «Бригадире».