Кузмин М.

XIII Альманах издательства Шиповник (СПБ. 1910)

Источник: Аполлон. 1910. №11. С. 49‒50
(Заметки о русской беллетристике)

<…> Гораздо сложнее обстоит дело с Ремизовской повестью «Крестовые сестры». Во-первых, конечно, это – не повесть, а опять рапсодия, хроника, портретная галерея, вообще, что хотите, но не повесть; продолжается она на 135 страницах, но могла бы кончиться на сотой, равно как и продолжаться до бесконечности. Написано это разбросанное произведение со всей яркостью, которой мы привыкли ждать от этого своеобразного мастера, и типы, нарисованные, конечно, преувеличенно в виде кошмарного гротеска, производят ещё большее впечатление своею скученностью и нагроможденностью. Но именно эта нагроможденность и скученность и влечёт за собою два довольно печальных результата: во-первых, однообразие, несмотря на всю виртуозность оттенков, причём автор единственно ради нагроможденности приплетает иногда события, совершенно не подходящие к делу,

49


вроде парижских поездок С. П. Дягилева; во-вторых, неправдоподобное совмещение всех людей в одном доме соблазняет А. Ремизова делать поспешные и не совсем приятные своею нарочитостью обобщения: «Бурковский дом – весь Петербург, вся Святая Русь». Это тем неприятнее и досаднее, что сказано всеми буквами, и слишком ясно видно, что автор старается убедить читателя в том, что – при самом даже пессимистически возбуждённом и одностороннем состоянии ума – не убеждает. Что может быть лучше синтетизма и символизма: когда, прочтя простую повесть, воскликнешь горестно или радостно: «Боже мой, да ведь это вся Россия! Автор в простой капле воды отразил, может быть, даже не думая, весь небосвод!? Но когда романист намеренно задаётся такою целью и притом не скрывает, а подчёркивает своё намерение, тогда это только вредит произведению, утяжеляя его. Мы не станем говорить о психологии этой повести, психологии, забитой подпольной, ложнопокорной и озлобленной, ненавидящей и злорадствующей всякому несчастью неподпольных людей, мы не будем говорить об этом, так как все это высказано по поводу данного произведения весьма тонко и убедительно г. К. Чуковским <…>

50


 
Назад Рецепция современников На главную