дорогам ходящий, в мужичьей беде помогающий, да такой милостивый, что и упросить его, о чем хочешь, можно, и схитрить перед ним – не обидится. Он и сам схитрит, даже перед Христом, чтобы помочь беде: побежал же тайком вдовью корову из белой в черную мазать, когда Христос велел волку сесть «Белуху».
На собранье святых поспевает угодник с земли – усталый: «все со своими мучился, пропащий народ: вор на воре, разбойник на разбойнике, грабят, жгут, убивают, брат на брата, сын на отца, отец на сына! Да и все хороши, друг дружку поедом едят!» Но когда взъярились святые: «Велел мне ангел Господен истребить весь русский народ, да простил я им, – отвечал наш Никола Милостивый, – больно уж мучаются».
Не знаю, все ли «притчи» Ремизовым только взяты, или сочинены иные, но это безразлично: они единого духа. Ремизов тут почти не «писатель», просто один из многих «создателей» Николиных «сказов».
Разбойник, вор, лукавый или простодушный обманщик, совершенно так же, как и добрый Иван, «сын купеческий, все они, в трудную минуту, готовы позвать: "святой Никола, где бы ты ни был – явись к нам!"» Зовут и верят; будет им понятие и помощь от этого старичка, ведь он и чудотворец и свой брат, вечный труженик и странник, вечный заступник.
Что это, примитив? Фантастика? Детское лукавство, юродство? В самом-то седеньком старичке Николе, разве нет и в нем юродства? Он простенький, он, в трудах, даже и молитвы не твердо помнит: богатый хозяин не пустил раз и ночевать, «"Верую" не речисто читал и "изжени" совсем не знаешь. <…> Молитвы не твердо знаешь, я таких не люблю»…
Бесполезное дело – подходить к этой сложной области русской жизни с чисто эстетической меркой. Тут нужно чутье, тоже художественное, – но иного порядка; ведь нужно понять глубочайший реализм такой «фантастики». Ремизов в ней – самый настоящий реалист. Он может, с той же искренностью и простотой, как Филипп из притчи, сказать:
Милостивый наш Никола,
где бы Ты ни был, – явись к нам!
Скажи Спасу о нашей тяжкой страде,
умири ильинский огонь,
заступи, защити русскую землю!
Благослови русский народ великим благословением своим.
Может, смеет, потому что в нем Филиппова-же вера, и в веру эту – верится.
Хорошая книжка «Николины притчи». Он – тот Ремизов, писатель с «необщим выражением», которого надо любить.
Р. S. Следует пожалеть, что «Николины притчи», как книга, испорчены приложенной к ней «Жерлицей Дружинной» («К картинам Рериха»). Не вдаваясь в критику «Жерлицы», скажу лишь, что, пристегнутая к «Николе», она есть верх безвкусия. Тут, впрочем, согласны все, не исключая и самого автора, к чести которого надо заметить, что неудачное соединение совершилось по «независящим от него обстоятельствам».
А. К.