дорогам ходящий, в мужичьей беде помогающий, да такой милостивый, что и упросить его, о чем хочешь, можно, и схитрить перед ним ‒ не обидится. Он и сам схитрит, даже перед Христом, чтобы помочь беде: побежал же тайком вдовью корову из белой в черную мазать, когда Христос велел волку съесть «Белуху».
На собранье святых поспевает угодник с земли ‒ усталый: «все со своими мучался, пропащий народ: вор на воре, разбойник на разбойнике, грабят, жгут, убивают, брат на брата, сын на отца, отец на сына! Да и все хороши, друг дружку поедом едят!» Но когда взъярились святые: «велел мне Ангел Господень истребить весь русский народ, отвечал Никола... да простил я им: уж очень мучаются»*).
Не знаю, все ли «притчи» Ремизовым только взяты, или сочинены иные, но это безразлично: они единого духа. Ремизов тут почти не «писатель», просто один из многих «создателей» Николиных «сказов».
Разбойник, вор, лукавый или простодушный обманщик, совершенно так же, как и добрый Иван, «сын купеческий, ‒ все они, в трудную минуту, готовы позвать: «святой Никола, где бы ты ни был ‒ явись к нам!» Зовут и верят: будет, им понятие и помощь от этого старичка, ведь он и чудотворец ‒ и свой брат, вечный труженик и странник, вечный заступник.
Что это, примитив? Фантастика? Детское лукавство, юродство? В самом-то седеньком старичке Николе, разве нет и в нем юродства? Он простенький, он, в трудах, даже и молитвы не твердо помнит: богатый хозяин не пустил раз и ночевать, «ты, говорит, Верую не речисто читал, а Изжени совсем не знаешь. Я таких не люблю»...
Бесполезное дело ‒ подходить к этой сложной области русской жизни с чисто-эстетической меркой. Тут нужно чутье, тоже художественное, ‒ но иного порядка; ведь нужно понять глубочайший реализм такой «фантастики». Ремизов в ней ‒ самый настоящий реалист. Он может, с той же искренностью и простотой, как Филипп из притчи, сказать:
Милостивый наш Никола,
где бы ты ни был ‒ явись к нам!
Скажи Спасу о нашей тяжкой страде
заступи, защити русскую землю.
Благослови русский народ великим благословением
своим
Может, смеет, потому что в нем Филиппова же вера, и в веру эту ‒ верится.
* Курсив мой.