какой она дошла до нас, преломившись в толстом слое времени, ‒ так и в утверждении им вещей духовных не следует искать доктрины, более или менее эзотерической. Только в сказках и легендах живет и образно выражается явление духовного мира.
И все-таки, невольно обращаешь внимание на то, как то усиливаясь, то утихая, на протяжении всей книги звучит одна мелодия: лейтмотив Солнца.
«Чудотворный блистающий образ Николая-чудотворца ‒ н е з а х о д и м а я з в е з д а п р е с в е т л о г о с о л н ц а ‒ это есть иссияние с о л н е ч н о г о л и к а Архангела: меч, крылья, пламенное сердце, к которому повлеклось человеческое сердце, ‒ меч, крылья и пламень архангела.
«Ведь один из всей силы небесной над архангелами архангел, один с небесного круга, став у Креста, не мог горя и светя любовью к Христу, принять Его муку, не мог исполнить закон: отойти от Креста и восславить Бога, и в отчаянии в Голгофскую ночь бросил на землю пламень-копье. И в последний час ‒ в кончину мира ‒ только отрекшись от своего высочайшего дара «человечности», крылатым схимником он победит Сатанаила и призовет землю на суд».
Когда Николай-чудотворец пришел к Иордану, где жил пять лет в посте и молитве, Дух святой укрепил его и лицо его стало подобным солнцу.
Когда он исцелял прокаженных, он каждого помазал с головы до ног нардом и елеем и воскликнул: «С о л н ц е п р а в е д н о е, С в е т е о т С в е т а, взгляни на них!»
И, когда, после последней молитвы, ангел смерти вынул его душу, тело его осталось лежать на одре, как с о л н ц е.
Еще много раз на разные лады повторяется, что сила Архангела, явленная в Николае-чудотворце есть сила с о л н е ч н а я, иссияние солнечного лика.
Горя и светя, солнце не может не любить. Здесь любовь в каком-то смысле исключает мягкость, жалость, женственность, все, что принято называть «человечным». Только о т р е к ш и с ь от дара «человечности» можно победить Сатанаила.
Но настолько сильно было пламя солнечное в Николае-чудотворце, настолько сжигало его «человечность», что понадобилась пощечина Арию, («отречение» от сана), чтобы победить и самоутверждение и самообожествление.
Вот еще (в том же плане) рассказ о Юлиании, посвященной Богу, выходящей замуж, становящейся матерью, и на которую соседи смотрят, как на примерную домоправительницу. «Какое недоразумение! Родиться в мир посвященной и очутиться в роли хозяйки! И вот демоны... тут им ход свободен...», но Николай-чудотворец поможет ей победить демонов.
В лице Николая-чудотворца, человек побеждает в себе даже высшую свою солнечную природу, силу архангельскую.
Трудно еще что-нибудь сказать о книге, наиболее, может быть, свое-