‒ Говорит, этим лен чешут. Ну, я сразу и догадался, что это – тот самый гребень, которым Баба-Яга косу расчесывает!.. «Бросишь гребень – станет лес».
В правом углу длинная несуразная, сухая, точно вяленая, черная фигурка, с мягкой доброй мордочкой, в роде лошадиной. Это – «Доримедошка, прости Господи». Ремизов ласково трогает его мягкую бородку и рассказывает про него:
‒ Живет он в старых усадьбах. Ходит там по дорожкам, когда подойдет желтая осень. Все молодое уедет из усадьбы, останутся одни старики, да вспоминают про покойников. Раз при мне зашуршал за печкой. Спрашиваю старую няньку: «Кто это там?». «А это, говорит, Доримедошка – прости Господи!» ‒ Вы не думайте, он совсем добрый, никому ничего злого не учинит. Называют его нечестью, а какая он нечисть, ‒ что он сделает? Его увидевши, и креститься не стоит.
В таком же роде несколько других фигур. Они сделаны из старых перчаток, снабжены когтями. Вместо глаз – бусинки, или древесная застывшая смола. «Один старый человек мне их делает, ‒ поясняет Ремизов, ‒ хорошо у него выходит».
Таков Зажига рогатый, ‒ «весь юлит, все время поджигает, а при нем много чертенят малых».
Вверху налево в ступе Баба-Яга – старая, лица не разобрать.
‒ Она и в сказке – безликая. Месяц стареет, и она стареет. Месяц молодеет, и она. Вот чай пойдем пить, угощу вас «ягиным вареньем». Делается оно из поляники, северной ягоды. Не облепиха это и не костяника, а совсем особая. А ноги у Бабы-Яги – одна в лапоть обута, а другая – без ничего. Так и в сказке сказывается.
Есть дальше в коллекции Вындрик-зверь. Живет он под землей, прочищает источники земные. «Он поворохнется, ‒ земля потрясется. Так сказано про него в Голубиной книге. По поздним сказам, живет он теперь на Святой горе, и Богу молится. Только это – не верно. Когда же ему молиться? Весь он всегда в движении».
И действительно, тонкому, узкому Вындрику придан характер вечного устремления.
Вот Солнечная Баба – трехголовая кукла с карими глазами из смолы.
‒ Такая, должно быть, стояла в великой Биармии (Перми). В старых мифологиях говорится, что был в Перми идол Солнечной Бабы, и ему поклонялись. Смола сливная (древесный клей) у нее вместо глаз, и одно лицо воплощает материнство, другое – ребячество, а третье – ярь, наступление, гнев.
Вот дальше – замусоленный, затертый «Заяц-Малиновые усы». «Сколько он ночей с ребенком спал, сколько ему сказок рассказывал!»
Вот Петушок-золотой гребешок. Снежевик – с ногами в снегу: Коловертыш Бабы-Яги, маленькое существо, которое вечно вертится около старухи; вот Нежить-зверь, приносящий удачу и неудачу.
‒ Ездил я в Париж, ‒ его с собой брал. Да только зря. Он мне болезнь нагадал.
Вот – Лиса-певучая, Заяц-единоух, Медведь, что Зайчику-Иванычу хвост отъел и усы малиной вымазал. Вот Орлова лапа «от настоящего орла. Жил я в Усть-Сысольске, охотники мне ее подарили».
Вот Коща, вот Змея-Скоропея.
Внизу коллекции висит сказочная «хустка», та тряпица, которую если бросить – озеро станет.
Большой почитатель Ремизов и старой иконописи. Между прочим. Ему принадлежит интересная икона XVII века, каждую деталь которой он чувствует, как знаток.
Неудивительно и то, что Ремизов большой любитель старого письма, и сам он мастерски схватывает стиль старого устава и полуустава. Образчик искусства читатель увидит на факсимиле странички, любезно сделанной им специально для нашего журнала.
Вечер у А. М. оставляет трогательное впечатление. Немногие так любят литературу, народ, народный сказ, так преданы этому, как наш писатель, находящий в своем писательстве подлинное свое призвание от колыбели.