Глаголь С.

«Проклятый принц» Ал. Ремизова: (По телефону из Москвы)

Источник: Биржевые ведомости. 1916. 11 февр. № 15378. С. 7–8.

Во вторник, 9 февраля, в театре имени Комиссаржевской было поставлено, я не сказал бы представление, а скорее трехактное лицедейство Ремизова, написанное им на тему одного из малоизвестных апокрифов. Это любопытный наивный парафраз античного мифа об Эдипе. На острове Искариоте у царя два сына: Иуда и Стратим. Вещие жены предсказывают, что Иуде суждено убить отца, жениться на своей матери и стать царем. Иуда хочет уйти от своей судьбы. Не внимая любимой им Ункраде, он отрекается от своих прав на царство, передает их Стратиму и скрывается с купцами в Иерусалиме. Но от судьбы убежать нельзя. Случайно Иуда убивает Симона, владельца соседнего сада, и берет себе в жены вдову его красавицу Сиборию, но тут-то и совершается его судьба. Оказывается, что Иуда сын Симона и Сибории, брошенный ими в корзине в море и прибитый волнами к острову Искариоту, где царь и царица и усыновили мальчика.

Узнав свою печальную судьбу, потрясенный Иуда обрекает себя на казнь и идет свершить наитягчайшее в мире деяние – предательство. Конец неожиданный, но очень сильный по своей остроте и заставляющий припомнить многие страницы из истории интереснейших исканий религиозной мысли в первые века существования христианства.

7


Поставлено лицедейство в стиле миниатюры древних манускриптов, и в смысле зрительного впечатления театром достигнуто очень многое. Едва ли не впервые мы здесь видим на сцене сливающиеся в одно целое условно написанный фон и живые фигуры действующих лиц, которые даже не кажутся выпуклыми. Особенно совершенно достигнуто это в первой залитой кровавым светом картине, напоминающей стильные изображения моря и зданий на старинной византийской иконописи. Достигается это чрезвычайно удачным подбором красок костюмов, мягким освещением, уничтожающим рельеф фигур, и, наконец, смягчающим все тюлем, затягивающим просвет сцены. Той же стройности впечатления содействуют и введенные в известный стиль жестикуляции, мимика и движения действующих лиц.

В слуховом отношении достижения слабые. Картина далекого прошлого, встающая перед глазами, как смутный сон, звучит благодаря маленьким размерам театра в голосах действующих лиц совсем близко и точно рядом с вами.

Какая-то слишком яркая напряженность звучит и в самих интонациях реплик и приводит к тому же впечатлению, но, вероятно, театру удастся его сгладить на следующих представлениях.

Захватывает ли зрителя происходящее на сцене, волнует ли и заставляет ли переживать с действующими лицами их опасения и страдания?

Да, это достигается и особенно в конце, когда Иуда обрекает себя на новые страдания. Если же это не достигается в некоторых других сценах, то едва ли причина этого не лежит в самом произведении, слишком уже стилизованным и до наивности упрощенном.

Исполнение так дружно и стройно, что трудно сказать, у кого из артистов оно выше. Трудную роль с подъемом ведет молодой артист Орбельяни. Хорошие, смешные фигуры создают Некрасов (Игемон), Носенко и Алексеев (придворные). Сильно ведет свою роль Ростова (Ункрада) и трогательно красиво Демидова (Сибория).

8


 
Назад Рецепция современников На главную