Но что такое творчество ‒ если не созидание легенды?
Душевное состояние художника ‒ когда впервые являются ему образы, завязь каких-то событий, какие он «сквозь магический кристалл» (о каком упоминает Пушкин в заключительной главе «Евгения Онегина») еще не ясно различает ‒ не подобно ли сновидению? О смутном сне, о блаженных мигах такого явления, или откровения, мы читаем и у Пушкина. Поэтому и уделяет так много места в своей книге Алексей Ремизов ‒ снам. Конечно, в ней речь ‒ не о разгадывании снов, не о сонниках, и не о Мартыне Задеке, любимце юной Татьяны: речь идет о снах в русской литературе.
Редкое произведение русской литературы обходится без сна. Сон, как литературный прием, встречается у Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Тургенева, Толстого. Сон Татьяны, сон Анны Карениной (и тот же сон, почти одновременно виденный Вронским), сон Германа («Пиковая дама»), сны у Гоголя («Страшная месть», «Пропавшая грамота»), сон Раскольникова, и сны у Тургенева… В тридцати рассказах Тургенева фигурируют сны, как хор в греческой трагедии, подготовляющие читателя к роковой развязке.
«Сны, как особая действительность, по-своему закономерная, со всей последовательностью, но вне дневной бодрственной логичности, впервые появляются у Пушкина», ‒ констатирует Ремизов, с неопровержимой убедительностью приводящий затем линию литературных снов до Тургенева: «Клара Милич», сон Валерии в «Песне торжествующей любви», сон Сусанны в «Несчастной», сон Инсарова, сон Базарова.
Если прочитать внимательно «Страшную месть» ‒ жуткие страницы о видениях Катерины, дочери колдуна ‒ то легко убедиться в том, как мудро предвосхитил Гоголь учение Фрейда о всяких комплексах, о роли подсознательного.
«Русская литература, как и литература всякого народа, едина. И как едина стихия слова, едина и стихия сна: Гоголь перекликается с Достоевским, Толстой с Пушкиным…» «Стихия эта ‒ мир человеческой души, русского человека», ‒ пишет Ремизов. Но пришлось бы выписать из его книги десятки страниц для того, чтобы дать хотя бы относительное представление о вдохновенных страницах, посвященных Тургеневу, Достоевскому, Толстому и, прежде всего, Гоголю.
Быть может, слишком скромно автор назвал ‒ свою книгу ‒ «Огонь вещей»: в ней так мало вещественного, осязаемого ‒ и так много духовного горения, так много пронзительных строк о влечении человека к человеку, об отталкивании человека от человека, о вдохновении, о чарах народного сказа, народной песни, о тяжком искусе творчества…