Берберова Н.

А.М. Ремизов. Подстриженными глазами.
ИМКА-Пресс. Париж. 1951.

Источник: Новый журнал = The New Review. 1951. Кн. XXVII. С. 322–324.

До начала 1930-ых годов имя Ремизова в России было одним из самых живых имен: более десяти лет молодые советские прозаики вырастали и зрели на его книгах: во имя его создалось в 1921 г. содружество «Серапионовых Братьев», молодой Бабель, молодой Леонов в самом начале своей деятельности питались его книгами, не говоря уже о старших двух его друзьях, близких по слову и духу – Замятине и Пришвине. В то десятилетие, которое сейчас хочется назвать «началом, которое оказалось концом», Ремизов был – как это сейчас ни кажется невероятным – ближе советским писателям, чем Горький, и литература словесного узора нужнее и питательнее, чем литература факта. «Серапионовы Братья», как и не принадлежавшая к ним группа московских молодых прозаиков, почти без остатка делились в то время на две части: одни искали сюжета, другие – слова, обе отталкиваясь от бессюжетных и формально примитивных «бытовиков», и эта вторая часть ставила Ремизова на очень большую высоту.

«Пруд», «Пятая язва», «Крестовые сестры» и другие его произведения принадлежат к тому лучшему, что принес нам XX век, предреволюционная эпоха нашей словесности. Но «начало, которое оказалось концом», отодвинуло всё это так далеко, что, когда здесь, в свободном мире, появились первые литераторы – новые эмигранты, мы почти не удивились, услышав, что Ремизова они не знают. Узнав его, они не полюбили его.

Вся та область, которой Ремизов отдал свою душу и свое перо, ныне в Советском Союзе запрещена. Скажут: запретный плод сладок. Но сладок он был во времена Новикова и Герцена, а не теперь. В тоталитарном раю, конечно, Адам не вкусил бы от древа познания добра и зла! Мы стоим перед фактом: Ремизов жив, но как бы уничтожен, и современная русская литература, проделавшая по крови свой путь от «Цемента» Гладкова до нынешних псалмов Сталину (из совершенно нового источника de profundis), ушла от него столь же далеко, сколь далеко она ушла от всего, что дышало свободой и новизной последнего предреволюционного десятилетия.

30 лет человек – французский, китайский, американский – жил, т. е. шел от конфликта к конфликту, то разрешая, то не разрешая ничего, но в Советском Союзе не было того, что мы называем движением, а были только ждановские или иные окрики. Конфликты были свыше приостановлены, а некоторые – элементарные – государством насильственно разрешены. Ремизову в этих условиях, как и вообще писателю, художнику, творцу, делать сейчас у себя на родине нечего. Свою сущность он и унес с собой, в изгнание, помня

322


о том, что потерял целое поколение, шедшее за ним, и в изгнании, из муки и слова, делал свои книги.

Передо мною его автобиография, вернее, история его детства. Конечно, основа этой книги – ее метод, и о нем говорить я не хочу, т. к. об основном каждый будет судить при чтении в меру своего понимания. Автобиографии нашей эпохи прежде всего строятся на методе, и без метода вообще нет ни истории, ни личной истории каждого человека. Автобиография Бердяева была, главным образом, любопытна и ценна методом, с которым он подошел к самому себе. Вряд ли кто-нибудь сейчас мог бы дочитать до конца книгу, которая начиналась бы так: «Я родился тогда-то и там-то. Мои родители занимались тем-то». Через метод, с которым автор подходит к своей жизни, к судьбе, к личности, мы постигаем эту жизнь, эту судьбу и личность. Так случилось и с Ремизовым: «Подстриженными глазами» оказалась той книгой, которая дала объяснение всему творчеству писателя, вручила нам некий ключ к тому, что вышло и что выйдет еще из-под его пера.

Певучий голос, ведущий никогда до сих пор не существовавшую мелодию, звучит в наших ушах, хотя читаем мы глазами печатные страницы. Певучий голос надтреснут какою-то болью. Рассказывается начало человеческой жизни: как мальчик из богатой семьи, купеческой московской «знати», вырастал диким побегом куда-то в бок, в сторону, в среду обездоленных, юродивых, молчальников, безымянных, нищих и блаженных, словно со дня своего рождения предназначенный стать загадкой или «уродом», как в смысле индивидуальном (на фоне англоманов, музыкантов, докторов и биржевиков), так и в смысле социальном. Всё таинственное и страдающее, вся мучительная тайна человечества, липла к нему, не проходила мимо, но шла сквозь него, и наделенный чудным даром нашего незавершенного, но уже уходящего языка, он представляет собой, как автор, явление единственное, неповторимое и несравненное. «Мой голос прозвучит через колокольную черноту, за всех, помощи требующих, послушайте, вот откуда, за что меня будут гнать по тюрьмам и неприкаянным проживу я жизнь среди, людей», – так кончает Ремизов рассказ о своем детстве, рассказ о себе самом.

В этом рассказе рассеяны не только образы людей, встреченных когда-то, не только среда, не только Россия, но и между строками, где-то в глубине атонального текста, заостренные стрелы полемики с пошлостью, с реальностью, с трезвым миром. «Тупая норма», «натура», – ненавистью к этому Ремизов заражает и нас, мы проникаем куда-то между строк, в его чудесный мир, следуем за ним в его страдания, и оттуда, как он, ненавидим всё то, что ненавидит он, любя с ним вместе «волшебное сияние».

323


Какое оружие эта книга для тех, кто восстает и будет в будущем восставать каждым своим словом, каждой мыслью против всяческих реализмов – социалистических, капиталистических и иных!

324


 
Назад Рецепция современников На главную