жгучих, самых сильных «книг-исповедей», какие мы знали за последние полвека.
Третья часть, названная «Сквозь огонь скорбей», есть, в сущности, сердце книги. И к нему, как ко всякому сердцу, страшно прикоснуться. В ней рассказаны болезнь и смерть С.П. Ремизовой-Довгелло, жизнь А.М. в оккупированном немцами Париже, бомбардировки, бедность и ужас тех лет – и немного в русской литературе таких трагических книг, как эта.
Первые две части, связанные между собой, не связаны с этой третьей. Чего-то, как будто, не хватает между детством и юностью Оли и ее последними годами жизни, не хватает жизни ее, которую она делила с А. М., но эта жизнь может быть узнана в десятке других его книг, в частности, в «Взвихренной Руси». Поэтому, разрыв частей в последней книге Ремизова есть лишь недостаток этой книги – он восполнен был раньше. Читателю нужно сделать маленькое усилие, чтобы найти то, чего не хватает для восстановления целого.
Это целое, с каждой новой книгой Ремизова, делается всё яснее: «мир, как боль» – его тема, о чем бы он ни писал. Мир – как боль сейчас, и мир, как боль – пятьдесят лет тому назад, и мир, как боль – триста лет назад. В этом мире могут быть радости-боли, встречи-боли, но больше всего в нем – страха и жалости. И чем больше Ремизов живет и пишет, тем больше он чувствует эту боль, – он являет собою пример человека, который ни с каким ужасом не примиряется и ни к какому отчаянию привыкнуть не может.