Белый А.

Алексей Ремизов. Посолонь. Издание журнала «Золотое Руно». Москва. 1907 г.

Источник: Критическое обозрение. 1907. Вып. 1. С. 34–36.

Любая историческая эпоха имеет индивидуальную физиономию. Эта определенная физиономия, своеобразно преломляясь в разнообразных отраслях человеческой деятельности, все же накладывает свой отпечаток в сфере науки, искусства, религии и свободных отношений. Разнообразные литературные группы одного и того же периода представляют собою нечто общее постольку, поскольку они разделяют индивидуальную особенность эпохи. Такого рода индивидуализм есть индивидуализм коллективный. На границе двух индивидуально-коллективных эпох в сфере их взаимного соприкосновения часто развивается индивидуализм в собственном смысле, когда данная историческая эпоха проходит и не-

34


известно, в какие индивидуально-коллективные формы отольется эпоха последующая. Так возникает бунт личности. Индивидуализм – только способ оттолкнуться от старого. Следующая эпоха есть эпоха, когда в глубине индивидуальности открывается сверх-индивидуальное начало. Будет ли это сверх-индивидуальное начало метафизическим или религиозным, или оно окажется идеей грядущего исторического периода, это другой вопрос. Но чем интенсивнее развивается индивидуализм, тем скорее возникает вопрос о преодолении его.

Только что мы пережили эпоху индивидуализма в искусстве. Теперь всюду в сфере искусства возникают школы, корни которых убегают в индивидуализм, но которые призваны начать новую эпоху.

В группе русских писателей-индивидуалистов мы наблюдаем теперь дифференциацию. Распадение еще недавно соединенных между собой писателей-индивидуалистов происходит в зависимости от преодоления индивидуализма в ту или другую сторону. Сологуб договаривается до абсолютного «Я». Но это «Я» напоминает скорее сверх-индивидуальный субъект познания. Мережковский, Гиппиус строят мост от индивидуализма к религии. Брюсов становится классиком. Наконец существуют попытки найти в глубочайших переживаниях современных индивидуалистов связь с мифотворчеством народа. Индивидуальные образы народного творчества (мифология) оживают вновь перед нами, находят отклик в их душе. К таким писателям принадлежит А. М. Ремизов. В первом его романе «Пруд» мы находим еще сильное влияние Пшибышевского и Гамсуна. Но в последующих его рассказах и миниатюрах начинают сквозить старинные образы славянской мифологии. Он воскрешает старые слова, старые представления. Но он вкладывает в них тот эзотеризм переживаний, который никогда не расцвел бы так пышно, если бы перед ним не прошли мы период чистого индивидуализма. В глубине своей личности находит он старых богов. И вот русская природа начинает говорить с ним голосами старинными: «Ильинский олень окунул рога в речке, – стала вода холоднее», «долговязый Кузьма-Демьян, повязанный по-бабьи, петухом

35


петушится», «Шандырь-шептун» пускает по ветру нашепты, кует кузнец вековой венок, бродят по небу нагие бабы и т. д. «Посолонь» – собрание миниатюр, в безукоризненно-отточенной форме рисующих нам приход Весны-Красны, Лета Красного, Осени Темной, Зимы Лютой. Здесь каждая фраза звучит чистотой необычайной, музыкой стихийной. Много стихийности в творчестве Ремизова. Не удивительно, что стихии смотрят на него многими ликами, говорят ведовским наречием. Но эта стихийность всюду покорена властным словом художника. Художник в Ремизове покоряет стихии. Оттого-то всюду в «Посолони» такая победа над формой. Каждая его миниатюра производит впечатление драгоценного камушка. Камушек искрится, переливается светом – любо-весело! Но чем больше вглядываешься в этот камушек, тем больше любуешься филигранной работой, начинаешь ценить подбор фраз, упиваешься их музыкой, восхищаешься словами. Неологизмы тонко перемешаны с хорошими, забытыми русскими словами. Нет той неуклюжести в построении слов, которая претит нам даже у В. Иванова. Все у Ремизова легко, прозрачно, весело. Все улыбается будущим. Поблагодарим художника за ценный подарок русской словесности с тем большим удовольствием, что не часто приходится нам благодарить молодых писателей русских.

36


 
Назад Рецепция современников На главную