вы Тараканщика. На у с а т у ю ж и з н ь ‒ не дает, потому что жизнь, ‒ страдание. Нежность необычайная, просвечивающая в глубине души автора ‒для Тараканщика только у с а т а я ж и з н ь. И смех, игры, забавные прибаутки, которыми загораживается г. Ремизов, обвеяны к р и к о м с т а л ь н о г о в и х р я, п р и л е т е в ш е г о в т у н д р ы. И напрасно старается уподобиться г. Ремизов мальчику Павлушке, мечтающему о слоненке; самые эти мечты падают в сердце криком стального вихря. «В комнату Кати вошел настройщик. Стал пьянино настраивать. ‒ Серый слоненок, серая мордочка, ‒ ударяла нота». («Слоненок»). Прислушайтесь, – да ведь тут ужас: и о п я т ь к р и к с т а л ь н о г о в и х р я, опять: «Окаянный, Окаянный, Окаянный Тараканщик». Этот крик бросается на нас из книги. Тут сила пафоса г. Ремизова достигает своего апогея. «Посолонью» и «Чортовым Логом» г. Ремизов выдвигается как один из лучших современных прозаиков русских.
Раскройте любую страницу, и вы встретитесь с рядом фраз необычайной красоты, подъема необычайного. Вот открываю страницу, ‒ читайте: «Больная скрипучая камера, как нищенка на паперти у праздника» (стр. 205). Вот еще открываю книгу ‒ смотрите: «Монотонно позвякивая шашками и стуча сапогами, ходят по коридору часовые, как тюремные дни» (стр. 206). И это в относительно неудачной поэме «Б е л а я б а ш н я». О недостатках Ремизова я высказался в рецензии о «П р у д е». В значительно меньшей степени эти недостатки присущи и «Чортову Логу». Но кристальная ясность слога, четкость рисунка в содержательных рассказах здесь скрадывают до minimum'a недостатки Ремизова. Везде лейтмотив книги звучит определенно и мощно: из разбитого окна, у которого склонился горюющий автор, хлещет крик стального ветра, прилетевшего в тундры, да поднимается над окном, как над жизнью разбитой (жизнью ночной, «усатой»), лицо Тараканщика. И Тараканщик лает: «П о г а н о е: в с е п о г а н о е». И где-то за спиной раздается б а б ь е л е п е т а н ь е: «Т а р а к а н щ и к... н о в у ю в е р у х о ч е т о б ъ я в и т ь». И дни проходят, как монотонные тюремные часовые. И Ремизов просить: «Ветер, пропой... стоить ли жить?»
Менее удачен отдел «Полуночное Солнце»; но и здесь яркие нас встречают страницы. Нам остается пожелать, чтобы талант Ремизова настолько же развился, насколько развился он в «Чортовом Логе» по сравнению с «Прудом». Тогда история литературы русской приобретет еще новое, незабываемое имя.