Аякс
<А.А. Измайлов>

Не любо не слушай, а врать не мешай
Источник: Биржевые ведомости. 1909. 29 мая (веч. вып.). № 11130. С. 3.
(Раздел «В литературном мире»).

‒ Я замолол такую чепуху, что и у меня самого помутнело в глазах, душа обмочалилась, а лицо перекосило…

Эти строки могли бы быть недурным эпиграфом к напечатанным в последней книжке «Русской Мысли» «Снам» А. Ремизова, собранным им под общим заглавием «Бедовая доля» («Ночные приключения»).

Пожалуй, даже в значительной мере эпиграфом и ко всей литературной деятельности этого странного писателя, отстаивающего в литературе права гражданства для самых необузданных капризов воображения и чудачеств.

Несомненный любитель и ценитель русской старины, Ремизов весь ушел в архаические словечки, покрытые плесенью веков и требующие подстрочных примечаний.

Читаешь Ремизова – и порой ничего не понимаешь. Авторская мысль скачет, как блоха. Несообразностями Ремизов кокетничает без всякой совести.

Ремизов уже не раз выступал с описанием своих… снов.

Мировая литература знает чудесные в этом смысле изображения. Великолепный сон Раскольникова об избиваемой кляче, ‒ незабвенен, и Брандес метко увидел в нем великий символ исстрадавшейся России.

Сны Ремизова только дики. Смысла в них не отыскать с фонарем. Ни символа, ни даже аллегории! Если иногда он недурно ловит дикую психологию сна, то это еще не оправдание общего недоуменного чувства, вызываемого коллекцией его рассказов, «пересыпанных глупостями», по собственному авторскому выражению.

Снами с увлечением занимаются купчихи Островского, но трудно заинтересовать просвещенного читателя побасенками о том, как Ремизов лежал тигром в Летнем саду, потом стал обличать людей и петь птицей, а еще дальше прокрался в паскудный кабак, сел у столика и стал говорить с какою-то Сашей Тимофеевой.

В «Обезьянах» рассказчик представляет себя «предводителем шимпанзе». Его и других обезьян люди истязают на Марсовом поле, и он в заключении поет петухом в лицо прискакавшему медному всаднику.

В одном сне Ремизов мажет себя синдетиконом и в таком виде катается под кроватью, собирая пыль.

В другом – знакомый кассир Беляков бьет его сахарным куском в висок.

В «Иване Грозном» для него часы бьют четырнадцать, как били когда-то тринадцать для Курослепова из «Горячего сердца».

В «Чертях» гробовщики хоронят Ремизова.

‒ Или вся вина моя в том, ‒ спрашивает их Ремизов, ‒ что Емеля подарил мне свои семь драгоценных дней молоть языком, сколько влезет?

Пошлет Бог человеку такую беспощадную искренность!..

Пожалуй, выразительнее всех 17-ти снов последний, озаглавленный «Финал» и начинающийся словами:

‒ Увы! Я издох!

Оказывается: ‒ «царь страны, славного царя Салтана внук – царь Индей в наказание, у кого чешется язык, и кто говорит глупости, повелел тому съесть меня – издохшую крысу».

Недурен синтаксис!

Нашли какого-то балагура и послали к Ремизову-крысе в чулан.

‒ Съел ли он меня или только полакомился фруктами я, ‒ заключает Ремизов, ‒ сколько не старался, не могу восстановить в моей куриной памяти.

Очевидно, не съел, к счастью русской литературы, об упадке которой, очевидно, не приходится говорить, пока жив Ремизов.

И в наказание тем, «у кого чешется язык, и кто говорит глупости», можно рекомендовать съесть не самого Ремизова, а проглотить хотя бы полдюжины его снов. Средство, не хуже Телимахиады, когда-то применявшейся в качестве карательной меры.
 
Назад Рецепция современников На главную