Беляевская Ольга

Кикимора. Сказка

Воспроизводится по изданию: Тропинка. 1906. № 12. 15 июня. С. 551‒553.

***

Ой, кикимора косматая,

Хохотунья,  пересмешница,

Хитрых выдумок затейница,

Озорница и обидчица!

Твои руки – ноги тонкие,

Волоса – космами рыжими,

Твои очи изумрудные

Огоньком болотным светятся.

Как заломишь руки  тонкие,

Как зальешься   звонким   хохотом, –

Старый лес тебе откликнется:

Голоса пойдут по ельнику,

По  густым  кустам,  по  зарослям,

По зыбучему осиннику.

Резвой белкою ты прыгаешь,

Тонкой змейкой извиваешься;

То взлетишь кукушкой серою,

То зайчонком малым  скинешься.

Напугаешь сборщиц-ягодниц,

Старика с клюкой сполохаешь

Да в густых кустах и спрячешься,

Притаишься, не   шелохнешься:

Только взор лукавый светится.

Про тебя идет, кикимора,

Меж людей молва недобрая:

Тебя девушки  чураются

И зовут  лесною   нечистью:

Говорят,   креста боишься   ты,

Перезвону колокольного.

Ой, кикимора косматая,

Кабы знали люди, ведали

Про тебя всю правду-истину,

Как зайчат ты глупых пестуешь,

Как от хищниц – сов полуночных

Укрываешь малых птенчиков,

Сколько знаешь трав целительных,

Корешков, целебных ключиков, –

Кабы это люди знали все,

Не чурались бы   кикиморы,

Не бранили-б ее нечистью.

 

Сказка в стихах «Кикимора» детской поэтессы Ольги Александровны Беляевской впервые прозвучала в авторском исполнении на одной из апрельских сред (5 или 12) 1906 г. на «Башне» Вяч. Иванова и была адресована Ремизову. Ср. записи Л. Д. Зиновьевой-Аннибал: «...произвела гром рукоплесканий Ольга Беляевская: какой язык богатый русским словом, сияньем <?> простоты, последнее стихотворение посвящено Ремизову "Кикимора". Оправдание Кикиморы. Ремизов был очень доволен, даже кряхтел» [Богомолов Н. А. Вячеслав Иванов в 1903‒1907 годах: Документальные хроники. М., 2009, с. 186]. В июне стихотворение опубликовано без посвящения в детском журнале П. Соловьевой «Тропинка». Образ кикиморы, созданный Беляевской, соответствовал представлению о стихийном мифологическом духе в одноименном стихотворении Ремизова 1903 г., в котором автор наделил кикимору новыми чертами ‒ «курносая с копытцами и тонким голоском, с тонкими пятками и тощим животиком», но сохранил узнаваемую черту народного восприятия кикиморы – неугомонность, живость (Ремизов А. Кикимора // Северные цветы: Ассирийские. Рус. лит. альм. М.: Скорпион, 1905. Вып. 4. С. 7). Этот образ был для Ремизова поводом для игровой самоидентификации. Маргарита Васильевна Волошина-Сабашникова вспоминает: «Ремизов зябко кутается в вязаный дырявый платок. Голова, запавшая между высоко вздернутыми плечами, выглядывает из них, как цыпленок из гнезда. Очень близорукие глаза распахнуты, будто в испуге. Но рот при этом улыбается насмешливо и добродушно. У него нос Сократа, а лоб такой, какой можно видеть на изображениях китайских философов. Волосы пучком торчат кверху.  Однажды я спросила Ремизова, как может выглядеть кикимора ‒ женский стихийный дух, которым пугают детей. Он ответил поучительно: «Вот как раз, как я, и выглядит кикимора» [Волошина М., (Сабашникова М. В). Зеленая Змея. История одной жизни / Пер. с нем. М. Н. Жемчужниковой. М., 1993. С. 147]. Подробнее см. комментарий к тексту стихотворения: Ремизов А. М. Собрание сочинений / РАН. ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.: Рус. книга, 2000. Т. 3: Оказион / Подгот. текста, послесл., коммент., прил. Е. Р. Обатниной. С. 603.

 
Назад Рецепция современников На главную