Николай Константинович Рерих (Рёрих)

27 сентября / 9 октября 1874, Санкт-Петербург – 13 декабря 1947, Наггар, шт. Пенджаб Химачал-Прадеш, Индия

Живописец, график, художник театра и монументально-декоративного искусства, педагог; философ, общественный деятель, археолог

 

Биографическая справка

Выпускник петербургской гимназии К.И. Мая (1883–1893); получил высшее образование (1893–1898) на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и на факультете живописи Императорской Академии художеств (мастерская А.И. Куинджи). В ноябре 1897 удостоен большой золотой медали и звания художника за картину «Гонец. Восста род на род», приобретенную вскоре П. М. Третьяковым. Картина стала первой в серии работ, посвященных славянской языческой древности, образам скандинавского эпоса, религиозным легендам и апокрифическим преданиям средневековой Руси. В 1896–1900 занимался археологическими раскопками в С.-Петербургской, Новгородской, Псковской и Тверской губерниях, был избран членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества (1897). С 1906 г. директор Императорского Общества поощрения художеств. С 1906 по 1913 гг. сотрудничает в театре – оформляет спектакли для «Русских сезонов» С.П. Дягилева, Старинного театра Н. Н. Евреинова, МХТ. В эмиграции с апреля 1918 г.: первоначально Финляндия, затем, Париж, Нью-Йорк. С 1923 г. организует экспедиции в Индию и Центральную Азию, под впечатлением от которых создаёт серии пейзажей Гималаев и книги «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи». В это же время совместно с писателем Г.Д. Гребенщиковым организует издательство «Алатас». В 1929 г. поселился с семьей в долине Кулу, в окрестностях Наггара, штат Пенджаб. В том же году стал инициатором заключения международного договора об охране культурных ценностей во время войны – «Пакта Рериха», который был одобрен Лигой Наций и подписан правительствами ведущих западных держав. После неудачных попыток создания собственного музея в Нью-Йорке в 1930-е создает персональные музеи в Париже, Риге и Кулу. Писал стихи, пьесы, путевые заметки, философские притчи и повести.

Литература: Лейкинд О.Л., Махро В.К., Северюхин Д.Я. Художники русской эмиграции. 1917–1939. Биографический словарь. СПб.: Изд-во «Нотабене». 1999. С. 489–493.

 
Назад Рецепция современников На главную