Биографическая справка
С 1901 г. посещает скульптурный и живописный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако, учёбу не закончила. В дальнейшем занималась преимущественно живописью. Вероятно, в Училище происходит знакомство Гончаровой с художником М. Ф. Ларионовым, ставшим ее многолетним соратником и спутником жизни. С 1904 г. участвует в выставках, представляя импрессионистические пейзажи маслом и пастелью. В 1906 г. пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески, русской иконы. Исполняла лубочные листы графические листы, посвященные православным святым; создала литографическую серию «Мистические образы войны» (М., 1914). Участвовала в создании футуристических книг: «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Крученых, «Садок Cудей II» (СПб., 1913) и др. Вместе с Ларионовым и другими единомышленниками организовала в Москве первые авангардистские выставки: «Бубновый валет» (1910/1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1915 г. вместе с Ларионовым выехала из России в Швейцарию по приглашению С. П. Дягилева, более в Россию не возвращалась. В 1918 г. обосновалась в Париже. В 1920-х стала одним из основных художников дягилевской антрепризы; оформила балеты: «Русские сказки» А. К. Лядова (совм. с Ларионовым), «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Лиса», «Свадебка» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. В 1930–1940-е сотрудничала с Ballets Russes de Monte-Carlo, Les Ballets Russes du Colonel de Basil, труппой Иды Рубинштейн. За годы эмиграции создала живописные циклы «Колючие букеты», «Рыбы», «Павлины», «Купальщицы» и «Испанки», работала как книжный график. Принимала участие в выставках русского искусства в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, в том числе в послевоенных ретроспективах авангардного искусства..
Литература: Лейкинд О. Л., Махро, В. К., Северюхин Д. Я. Художники русской эмиграции. 1917–1939. Биографический словарь. СПб.: Изд-во «Нотабене». 1999. С. 232–236.