«Петербург»: «С той чреватой поры, как примчался к невскому берегу металлический Всадник, <...> как бросил коня на финляндский серый гранит – надвое разделилась Россия <...> страдая и плача, до последнего часа – Россия. / Ты, Россия, как конь! <...> Хочешь ли и ты отделиться от тебя держащего камня, как отделились от почвы иные из твоих безумных сынов <...> Или, может быть, хочешь ты броситься, разрывая туманы, чрез воздух, чтобы вместе с твоими сынами пропасть в облаках?» (Андрей Белый. Петербург // Сирин. Сб. 1. СПб., 1913. С. 140 – 141).
С. 404. Я кукушкой кукую... – мотив «кукушки» из Плача Ярославны («Слово о полку Игореве»).
... был Расстрига, был Вор, замутила смута... – Имеются в виду события периода русской истории (1584–1613), названного эпохой Смуты. Ее осмысление Ремизовым базировалось на исторических трудах С. Ф. Платонова, и, в частности, на монографии «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.» (СПб., 1899). Расстрига – Лжедмитрий I (ок. 1580–1606), самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного; по официальной версии расстриженный монах Григорий Отрепьев, в 1605–1606 гг. – русский царь. Вор – Лжедмитрий II (?– 1610), самозванец, также выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, имевший военный лагерь в селе Тушино и прозванный «Тушинский Вор».
... брата родного выгнали... – Имеется в виду изгнание из Москвы польских интервентов народным ополчением в 1612 г.
...поволжские леса... – Заволжье было местом расположения старообрядческих монастырей и скитов.
...за веру русскую в срубах сжигали себя... – Под влиянием ожидания конца света и преследования властей старообрядцы осуществляли акты самосожжения, принимавшие в ряде случае массовый характер. Начавшись в конце XVII в., самосожжения продолжались на протяжении всего XVIII в.
С. 405. ...в мать-пустыню... – Образ из духовного стиха «Прекрасная маги пустыня...».
Был на Руси Каин ~ сложил песни неизбывные... – Ванька-Каин (Иван Осипов Каин, 1718 – после 1755) – знаменитый московский вор, впоследствии сыщик. Ему приписывалось авторство ряда народных песен («Не шуми, мати, зеленая дубравушка...» и др.). См.: Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1872. Вып. 9. С. 72–74.
...вижу твой краснозвонный Кремль свист несносных пуль, обеспощадивиаш сердце мира... – Имеется в виду обстрел Кремля большевиками при взятии власти в Москве.
Ясак – особый колоколец при церкви, которым дают знак звонарю, когда благовестить и звонить, когда перестать.
С. 406. О, моя родина ~ пошатнулась ты, неколебимая... – аллюзия на цитату из «Вступления» к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»: «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо, как Россия...».
Багряница – широкий плащ ярко-красного цвета, торжественное облачение владетельных особ.