Впервые опубликовано: Воля страны. 1918. № 16. 15 февраля. С. 2.
Печатается по тексту первой публикации.
Тексты-источники: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского народного стиха. СПб., 1889, Раздел XII «Судьба-Доля в народных представлениях славян». С. 173–260 (Веселовский); Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. T. I–III. M., 1865–1869 (Афанасьев-I-III).
С. 411. От Косарей по Становищу души усопших... – Мифологическое представление о дороге в загробное царство по небесному Млечному Пути. Ср. у Афанасьева о ее стражах: «Подобное представление у нас соединяется с головой млечного пути, которую в тульской губ. называют косари; уверяют, что там стоят на страже четыре косаря и рубят всякого, кто вздумает пройти этою заповедною дорогой» (Афанасьев-III. С. 285–286).
...души усопших из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к восходу. – Ср.: «...звезды – души людей <...> души усопших, выводят <...> утреннюю зарю на небо, охраняют пути солнца» (Веселовский. С. 238). Денница – утренняя заря.
Обида-Недоля. – Ср.: «идея прирожденной судьбы сплотилась с идеей личной вменяемости; в Слове о Полку Игореве, где Обида является со значением Недоли, как иногда в северорусских причитаниях, понятие ее заслуженности расширилось: не один молодец навлекает на себя несчастие, а вся русская земля платится за грех своих князей» (Веселовский. С. 252).
...вот хлебы и сыры и мед... – Ср.: «Рожаницѣ краютъ хлѣбы и сиры и медъ» (Афанасьев-III. С. 416).
...не кудлатая рваная Обида... – Ср.: «приходит Доля <...> оборвана, кудлата» (Веселовский. С. 258).
...лебедь, плещущая крылами у синего моря... – Образ восходит к пересказу Веселовским текста «Слова о полку Игореве». Ср.: «...плещет крылами у синего моря» (Веселовский. С. 252).
С. 412. ...свяжи нашу нить с нитью Доли, скуй ее ~ в одной брачной доле... – Ср.: «Красавица <....> силой добывает свою долю – нить, улаживающуюся в брачную сорочку» (Веселовский. С. 259).