КОММЕНТАРИИ

ПЯТАЯ ЯЗВА

ГЛАВА ВТОРАЯ
КОНЦЫ ЗЕМНЫЕ

С. 220. Концы земные. – Название главы – цитата из «Слова Мефодия Патарского» (I. С. 264).

С. 222. ...икона ~ В е л и ч и т д у ш а м о я Г о с п о д а. – Название иконы – цитата из евангельского чтения (Лк. 1; 46), входящего в «Канон молебный к пресвятой Богородице», который является обращенной к Богоматери молитвой о помиловании. Эта икона относится к определенному иконографическому типу: «Многофигурная композиция, иллюстрирующая песнопение. В центре изображена Богоматерь в славе, восседающая на престоле, по сторонам святые. Выше Спас и Саваоф. Над ними два ангела держат небо в виде свитка со звездами, солнцем и луной. Под Богоматерью два ангела низвергают "низложенных сильных с престолов", которые изображены в образе царей, падающих вместе со своими престолами в черную бездну. В правой части иконы – Богоматерь, повторенная дважды, и восхваляющие ее народы (надпись "блажат [хвалят] мя все роды"). В левой части иконы – "смиренны алчущие" сидят за трапезой. В верхнем левом углу горний Иерусалим, рай (надпись: "гора Исалим")» (А н т о н о в а  В. И., М н е в а  Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Т. II. XVI – начало XVIII века. М., 1963. С. 481).

С. 223. ...мальчик ~ складывая кубики – печку свою, все думал ~ и однажды он положил в печку щепок, достал спичек и зажег... – Введение автобиографического мотива. См. дневниковую запись Ремизова 1930-х гг.: «Я с детства думал поджечь: началось это с игрушечной печки, это была та самая печка, на которую я дряпнулся – только не помню, что меня тогда обидело, но я в печке разложил огонь. <...> Я не видел исхода – как только поджечь» (Собр. Резниковых).

...глядит ~ человек на человека своим наделенным зрением, но лишенным видения, обездоленным глазом ~ А ей Богом даны были глаза... – Ремизов использует библейскую символику: зрение как духовное ви́дение.

...на край света ~ в пустыню какую-то... – Стремление к богоугодной, целомудренной жизни. Образ восходит к реалиям раннего восточного христианства, когда в Египте, Сирии, Палестине верующие удалялись из городов в пустыни, чтобы в одиночестве вести жизнь монаха-отшельника.

518


 
    Главная Содержание Текст