КОММЕНТАРИИ

ПЛАЧУЖНАЯ КАНАВА

РОМАН

ПРО ЛЮБОВЬ

5. АБРАКЗАС

С. 448. Абракзас. – Ремизовское осмысление этого понятия основано на его толковании в главе «Василид» кн. «В поисках за Божеством»: «...у Василида ~ число 365 космических сил, или сфер (или "небес" ~) обозначается таинственным словом ʹАβρασάξ. Это слово ~ обозначает совокупность Творческих сил, проявляющихся во вселенной, и разгадка его смысла в том, что по цифровому значению букв греческого алфавита сумма букв слова ʹАβρασάξ равнялась цифре 365. <...> число 365 относилось не только к числу дней в году, но и к иным, неизвестным нам вычислениям в области высших сфер космоса Все мистические учения рассматривали низший мир как отражение высшего <...> На основании этого закона, число суточных оборотов в году, т. е. цифра, определяющая отношение земли к солнцу, должна была соответствовать какому-то численному проявлению высших сил, недоступных разумению непосвященных. Это число – 365 – имело мистическое значение во многих древних культах, <...> как например в орфических таинствах и в митраизме. <...> У Василидиан же мистическое значение слова ʹАβρασάξ заключалось в обозначении проявлений Творческих сил Божества в мире, полноты Зиждительной Силы, творящей реальный мир и одухотворяющей эволюцию сознания из низшей материи в высшую область Духа Это – мировая воля, направляющая эволюцию

542


мирового сознания, и соприкасающаяся с Непознаваемой Сущностью Божества <...> слово ʹАβρασάξ; употреблялось в магических заклинаниях вне круга последователей Василида: в археологии известны многие древние амулеты и талисманы, на которых выгравировано это слово. Можно предположить, что слово ʹАβρασάξ <...> было вообще известно (как символ власти над элементарными силами природы) в древней народной магии, и было оттуда заимствовано Василидом» (В поисках за Божеством. С. 264–266).

С. 448. Майские нарядные катанья в Париже ~ в соборе у Сан-Стефана перед образом Богородицы... – Текст основан на дневниковой записи от 10 июня 1917 г. (Дневник. С. 437).

«Воры» (др.-рус.) – политические преступники.

С. 449. Бакст ~ не забыл петербургские вечера в Казачьем переулке ~ «обезьяньих старейшин»... – Бакст (наст. фам. Розенберг) Лев Самойлович (1866–1924) – живописец, график, член художественного объединения «Мир искусства», прославился как художник по костюмам для парижских постановок «Русских сезонов», организованных театральным и художественным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым (1872– 1929). Неоднократно был гостем Ремизова, когда тот жил в Малом Казачьем переулке, д. 9, кв. 34 (сентябрь 1907 – сентябрь 1910). С 1909 г. Бакст постоянно жил в Париже, ежегодно приезжая в Петербург. «Обезьяньи старейшины» – в «Конституции» Обезьяньей Великой и Вольной палаты, истоки которой восходят к 1908 г., упомянуты «семь старейших кавалеров-вельмож». (Взвихренная Русь. С. 273). Их имена частично названы Ремизовым в кн. «Кукха» (гл. «Обезвелволпал»). Бакст был одним из старейшин Обезвелволпала.

543


    Главная Содержание Текст