КОММЕНТАРИИ

РАССКАЗЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ЦИКЛЫ

СВЯТОЙ ВЕЧЕР

Печатается по: Шиповник 3. С. 25–35.

Впервые опубликован: Слово. 1908. № 532. 25 декабря. С. 2 (под загл. «Святый вечор»).

Прижизненные издания: Рассказы (1910) (под загл. «По воле»).

Дата: 1905.

Один из рождественских рассказов Ремизова. Его первая публикация сопровождалась авторскими комментариями, которые приводятся ниже: «Святой вечор – колядский припев. Колядка – рождественская величальная песня. Колядки поются под Рождество. Кое-где по деревням они и до сих пор поются тайком, так как искони преследуются православным духовенством, увидевшим в них только суеверие. И древние мотивы – отголоски седой языческой старины – замолкают. О колядках см. исследование А. А. Потебни. «Объяснения малорусских и сродных народных песен». Варшава, 1887.

Корочун. – Олицетворение навечерия Рождества. Древнерусское название Солоноворота – 12 декабря, а также Филипповок – время от 15 ноября по 24 декабря. Читателю, заинтересовавшемуся образом Корочуна, могу указать на мою книгу "Посолонь" изд. Золотое Руно. М. 1907, в которой мною сделана попытка по старорусским поверьям представить миф о Корочуне, как царе зим и зимних вихрей. Апокрифическое сказание о Корочуне – его участие при Рождестве Христове представлено мною в повествовании об Иродиаде в моей

658


книге "Лимонарь", изд. Оры СПб. 1907, на основании румынских колядок, разработанных акад. А. Н. Веселовским в "Разысканиях в области русского духовного стиха". СПб. 1883».

С. 505. Кутья – поминальная еда, состоящая из зерен и изюма, обычно подаваемая на поминках; в южных областях готовилась и в рождественский сочельник.

кудесы – чудеса посредством нечистой силы; чары, волхования.

С. 508. «Постелят стол сеном, поставят миску с кутьей…» – Обычай, исполняемый вечером 24 декабря, в канун праздника Рождества Христова. Обрядовые элементы навечерия призваны воссоздать обстановку рождения Христа и символизировать жизнь, смерть и воскресение Спасителя. Главным угощением праздничного стола является кутья, которая варится из зерен пшеницы, ячменя и риса. Зерна, воплощающие идею возрождения и умирания, всегда были компонентами поминальной еды. Одновременно стол выстилался сеном и соломой и, таким образом, отождествлялся с яслями (стойлом для скота), куда был положен новорожденный младенец-Христос.

С. 512. Волчье лыко – растение Daphne Mezereum, или пухляк.

659


 
    Главная Содержание Текст