КОММЕНТАРИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

РОЖДЕСТВО

Печатается по: Шумы города. Ревель: Библиофил, 1921.

Все рассказы цикла, кроме одного («Рождество»), включены в книгу «Взвихренная Русь».

Впервые опубликован: Красный милиционер, 1921. № 1 (15). С. 13–14 (под общим загл. «Шум города»; под порядковым номером 5).

Рукописные источники: Фрагмент черновой рукописи и наборная рукопись. На л. 1 рукой Ремизова: Алексей Ремизов / Комаровка<зчркн.> / Под серебряным яблоком. 1Рождество. Сверху рукой неизвестного: журнал «Отечество» / «О» №  1234 – 12/VIII <19>16 – РГАЛИ. Ф. 420. Oп. 1. № 18. Л. 1–6.

Дата: <1916>–1919.

Сохранившаяся наборная рукопись раскрывает один из творческих замыслов Ремизова, по-видимому, предполагавшего написать цикл рассказов под общим названием «Под серебряным яблоком» (или «Комаровка»), построенных на истории жителей одного петроградского дома. Рассказ «Рождество», вошедший в «Шумы города», является вариантом рукописной редакции и соответствует первым шести листам рукописи, имеющей продолжение и повествующей о других героях и их судьбах. Продолжение истории впоследствии оформилось в рассказ, получивший название «Майский барин», о котором, вместе с «Рождеством», упоминает в своем дневнике В. Миролюбов (ИРЛИ. Ф. 185. Oп. 1. № 6. Л. 16; запись от 5 апреля 1919; см. также прим, к рассказу «Крестики»). Судя по помете рукой неизвестного, вариант рассказа был написан в 1916 г. и предназначался для харьковского журнала «Отечество». Тем не менее эта публикация не состоялась. В сборнике «Шумы города» дана авторская датировка 1919 г.

С. 361. …в Петербурге Комарова дом это единственный – Комаровка. – Речь идет о реальном доме (дом арендатора В. В. Комарова) неподалеку от Александро-Невской Лавры, где проживал друг Ремизова – Иван Александрович Рязановский, уроженец Костромы, изображенный в рассказе под собственным именем и в реальном статусе архивариуса. Ср.: «И. А. Рязановский – кореня кондового из города Костромы <…> Одни его знали, как великого законника, другие, как некоего дебренского старца Иоанна-блудоборца, а третьи, как страстного археолога, ревнителя старины нашей русской. <…> И вот поле полувекового труда и пустынного жития в дебери костромской, как некогда огненный старец Епифаний, благословившись у Воскресеня Христова, что на Нижней Дебре, снялся Иван Александрович с родимого гнезда, И уж не ищите его нынче на Царевской, не спрашивайте, – тут он с нами на углу Золотоношской

647


и Тележной у Комарова в доме: на котором доме шпиль, на шпиле серебряное яблоко и слышно, как куры поют» (Ремизов А. Крашеные рыла́. Театр и книга. Берлин, 1922. С. 128–129).

С. 361. Костромской Буй – уездный город Костромской губернии; был построен в 1536 г. как крепость от татаро-монгольских нашествий.

С. 362. ...архивариус, который теперь под самим Щеголевым в Сенате сидит… – В 1918 г. П. Е. Щеголев возглавил петроградский Историко-революционный архив, который располагался в здании Сената. Ср. с п. Ремизова к П. Щеголеву от 27 декабря / 9 января 1919; «…о Ив. А. Рязановском; прошу за него устройте его в Революционный Музей и положите ему жалование побольше. Пускай себе за работой трудится и Бога благодарит» (ИРЛИ. Ф. 627. Оп. 4. № 1479–1610. Л. 222).

Ионитка – последовательница православно-монархического течения «Ионнитов», которые объединились вокруг протоиерея Андреевского собора в Кронштадте Иоанна Кронштадского и, противопоставив ортодоксальной церкви свою обрядность, активно проповедовали приближение конца света и отказ от брака.

С. 364. Михайлов день – церковный праздник Архангела Михаила (8 ноября); по народному календарю связывается с оттепелью.

Заговенье – последний день перед Великим постом, когда разрешалось употреблять скоромную пишу.

648


    Главная Содержание Текст