КОММЕНТАРИИ

СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ

ПОЛЕЗНИЦА

Впервые опубликован; Северные цветы Ассирийские. С. 72–73 (под названием «По́лезница»).

Рукописные источники: Херсонская рукопись II (под названием «По́лезница»).

Дата: <21.VI. 1903>.

«Полезница – созданье Омеля, живет на полях, хоронясь в колосьях.

«Не забирайтесь в колосья, там вас Полезница ухватит и все выкусит», – говорят старшие ребятишкам, когда те отправляются в поле.

Не от жестокости занимается Полезница таким истязанием малолетних и тяжким уродованием, она хочет превратиться в женщину-человека и надеется, что это превращение наступит, когда станет она есть живые человеческие органы нетронутые и чистые» (Авт. Комм. С. 314).

Описание мифологического существа (в написании Пöлöзнича) содержит статья В. Кандинского «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» (Этнографическое обозрение. 1889. Кн. III). «Полезница» стерегла рожь до Ильина дня, и до этого времени крестьяне не смели подходить к полям. Хотя прежде всего ее боялись взрослые, однако, по мере преодоления суеверия страх перед «полезницей» переместился на детей; старики, помнящие прежние поверья, досадовали, что рожь прежде была лучше (См.: Там же. С. 110). Время создания стихотворения уточняется письмом Ремизова жене от 22 июня 1903 г., в котором он сообщал: «Вчера сумел овладеть собой: написал "Полезницу"» (На вечерней заре. I. S. 173).

601


    Главная Содержание Текст