КОММЕНТАРИИ

ЗГА. ВОЛШЕБНЫЕ РАССКАЗЫ

ПОКРОВЕННАЯ

Впервые опубликован: Подорожие. СПб.: Сирин, 1913. С. 159–181. Дата: 1912.

По свидетельству Ремизова, еще летом 1904 г., в один из своих приездов в Москву, к родственникам он взял дневник своей матери – Марии Александровны Найденовой, которая к этому времени была очень больной, немощной и совершенно отрешенной от жизни (См.: На вечерней заре. II. S. 261). Дневник Марии Александровны, запечатлевший поворотные события в ее судьбе, лег в основу рассказа. Молодость матери, выпускницы, как и героиня рассказа, немецкой школы, была связана с московским Богородским кружком нигилистически настроенной молодежи (подобно «Сокольническому» кружку в романе Лескова «Некуда»). Среди других членов кружка оказался художник, с которым молодая девушка готова была навсегда связать свою жизнь. Но взаимная любовь была разрушена невозможностью для избранника оставить семью. Глубокое разочарование круто изменило отношение Марии Александровны к жизни, которую с этого времени она проживала, словно «назло». Так, вопреки истинному чувству, она вышла замуж за известного московского галантерейщика Михаила Алексеевича Ремизова. Преданность мужа не смогла удержать Марию Александровну, и однажды, без видимых на то причин, она забирает своих троих сыновей и возвращается в отчий дом, где всем им приходится примиряться с унизительным положением «бедных родственников», находящихся под опекунством преуспевающих старших братьев Найденовых. Подр. о судьбе М. А. Найденовой см.: Кодрянская. С. 67–68; 77–78 Скрытые аллюзии, относящиеся к творчеству Лескова, задали необычный для творчества Ремизова 1910 гг. московский топос рассказа (Ср. с многочисленным упоминанием московских святынь и колоколов в романе «Некуда»).

С. 440. Иван Великий – Архитектурный ансамбль московского Кремля (1505–1600), объединяющий церковь, колокольни и дозорную башню. Звон Ивановской колокольни имел особую мелодию и назывался «красным звоном».

…ударят в Успенском – Успенский собор в Кремле, построен при Иване III в. (1475–1479) Аристотелем Фиораванти.

654


С. 440. ..звону Симонова… – имеются в виду колокола Симонова монастыря (конец XIV – конец XVII) – некогда мощной крепости, служившей для защиты Москвы с юго-востока от набегов татар.

… у Семена Столпника… – церковь Симеона Столпника за Яузой, по преданию построенная Борисом Годуновым в память о дне своего венчания на царство (1 сентября 1598 г.).

… у Сергия в Рогожской… – имеется в виду церковь преподобного Сергия Радонежского (1796–1818) в Рогожской заставе.

... у Мартына Исповедника.. – церковь Мартина Исповедника в Таганке, в Алексеевской новой слободе (1791–1801).

… у Воскресения в Гончарах – подразумевается церковь Воскресения Христа в Гончарной слободе, находившаяся на левом берегу Яузы, на Таганском холме.

С. 441. …на Хиве в переулок… – Хива – московская улица, известная с XVIII в. (ныне Добровольческая), происхождение названия которой имеет две версии: по стоявшему там двору, где останавливались купцы и послы из ханства Хива (древний Хорезм); или по расположенному там же кабаку «Хива».

С. 443. Красная горка – народный праздник, приходящийся на первую неделю после Пасхи (Фомину неделю), который связан, с одной стороны, с поминовением родителей, с другой – с свадебными обрядами.

С. 446. …подал весть есак …все колокола звонят…. Немчин, годунов, широкий, глухой, карнаухий, переспор, сокол, медведь московский звон. – Перечисляются народные названия московских колоколов, каждый из которых имел свой звук и мелодию.

С. 447. Покров – здесь: икона Покрова Божьей Матери.

С. 452. …читает по утрам Московский Листок – ежедневная политико-литературная, общественная газета, издававшаяся в Москве с 1901 по 1916.

С. 453. «Искони бе Слово, И Слово бе от Бога, и Бог бе Слово. Се бе искони от Бога…» – начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

655


 
    Главная Содержание Текст