КОММЕНТАРИИ

МАТКИ-СВЯТКИ

ПАВОЧКА

Впервые опубликован: Нива. 1914. № 9. 1 марта. С. 162–169; № 10. 8 марта. С. 182–189 (под загл. «Несекомая пуповина»).

Машинопись (начало и конец повести, под названием «Корявка») – ГЛМ. Ф. 156.

Прижизненные издания: Корявка. Повесть. Берлин: Изд. Е. А. Гутнова.

Библиотека Сполохи. 1922.

Дата: 1914.

С. 181. …объяснять такую связанность человеческую перевоплощением нашим, как это вздумал один верующий в перевоплощение знаток – значит ни больше, ни меньше как пальцем попасть в небо. – Очевидный намек на основоположника антропософии Р. Штейнера, одним из важнейших элементов учения которого является принцип перевоплощения душ, или реинкарнации. В 1910-х гг. Ремизов резко отрицательно относился к религиозным исканиям

627


интеллигенции, в том числе и к антропософии. Ср. с поздней дневниковой записью: «3. Н. Гиппиус, "новая церковь", антропософы Штейнера хотели отделить меня от Серафимы Павловны. Духовно мелкие и нам чужое. В мире духовном им понять С. П. нельзя… С. П. была высокого духа…» (Кодрянская. С. 319; запись от 9 апреля 1957).

С. 181. Вся эта осла́ бритве и соль земли… – «оселок бритве», или брусок точильного камня, на котором правят острие бритвы; соль земли – здесь подразумевается интеллигенция и ее преувеличенные представления о собственной роли в историческом и культурном процессе.

С. 182 …по большим праздникам…, по двунадесятым… – так в церковном уставе называются 12 особо чтимых великих праздников: одни из них посвящены воспоминанию важнейших событий земной жизни Иисуса Христа, другие – событий из жизни Матери Божьей.

Лихо одноглазое – традиционный персонаж русской народной сказки, воплощения горя, демон злой судьбы и несчастий, имевший образ одноглазой старухи, чудовища или странника, ходящего от дома к дому.

Знамечко тут на шейке… – родимое пятно.

С. 183. Ротонда – верхняя женская одежда в виде длинной накидки без рукавов.

…и думаю я, что в виду важности открытия, любой и самый крысиный из крысиного подполья лишил бы себя удовольствия чаю попить с баранками… – Тема «крысиного подполья» восходит к «Запискам из подполья». Ср.: «Там, в своем мерзком, вонючем подполье, наша обиженная мышь немедленно погружается в холодную, ядовитую и, главное, вековечную злость» (Достоевский. Т. 5. С. 104) и знаменитому риторическому вопросу их героя: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить» (Там же. С. 174).

С. 186. Астральное тело – пространство вокруг физического тела человека, в границах которого находится сознание во время сна; термин теософии и антропософии, восходящий к Парацельсу; по Р. Штейнеру – «душевное тело», или «душа ощущающая».

С. 189. Щечи́лы – «тараторы, вергасы»; от щечить – говорить скороговоркой.

С. 194. …не менее чудесная повесть о Петре, как наш царь-градарь, выси живал в огненной шпруделевой ванне ни много, ни мало круглые сутки… – Обращенные в легенду реальные подробности биографии Петра I. Речь идет о ваннах с минеральной водой на бальнеологическом курорте в Карлсбаде. Впервые Петр I посетил Карлсбад в сентябре 1711 г. и испробовал на себе местный способ лечения водами от преследовавших его приступов «перемежающейся лихорадки», «скорбута» и болезни мочевого пузыря. Тогда методы водолечения сильно отличались от современных: «Прежде всего воду пили не у источников, как это принято теперь, и не во время прогулки, а на дому, сидя и даже лежа в кровати, нередко в жарко натопленной комнате. Весьма вероятно, что Петр лечился именно так, тем более, что, как известно, Царь очень любил тепло. Лечение начиналось с того, что пациент пил воду (Шпрудель) в продолжение 7–10 дней, начиная с 15–18 кружек в день и прибавляя затем по кружке,

628


пока число их не достигало 30–40 в день. Затем пациент принимал ванны в течение 2–3 дней» (Военский К. Петр I в Карлсбаде в 1711 и 1712 годах. СПб., 1908. С. 13–14). Ремизов проходил курс такого водолечения летом 1914 г.: «Наконец выбрались мы из Карлбада <…> шпруделевые ванны помогли, но от воды отощал» (РНБ. Ф. 124. № 3621. Л. 16; п. к Э. П. Юргенсону от 8 июля).

С. 194. пуповская музыка – возможно, от puppe (нем.), т. е. кукла.

С. 197. Нитунис – «ни то ни се».

С. 198. оскорд – «секира».

Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, праздник в память о въезде Господнем в Иерусалим. В русской традиции верба заменяет пальмовые ветви (вайи), которыми приветствовали Иисуса Христа.

…при Александре Македонском Сенека находился – абсурдное утверждение, которое восходит к реальному эпизоду: «"Аполлон"» не "Журнал для всех" с редактором В. С. Миролюбовым, прозванным Сенекой: поправил в статье Лундберга Аристотеля на Сенеку (учитель Александра Македонского)…» (Мышкина дудочка. С. 43). Ср. также с надписью Ремизова на личном экземпляре книги «Корявка»: «Сколько таврических воспоминаний связано с этим Корявкой / Петр Иванович – это Нерадовский / Балда Балдович и Сенека < Гераклит – зчркн. – Е. О.>,учитель Александра Македонского / это от В. С. Миролюбова / Доктор – конечно, Нюренберг / а приведение лунатическое от Терещенок и от Акопенки тут перепало что-то про фельдшера…» (Каталог. С. 23).

С. 199. Ты меня, Алексей Тимофеевич, называй Балда Балдович, а я тебя Сенекой – в Обезьяньей Великой и Вольной Палате прозвище «Балда Балдович» закрепилось за Розановым. Под этим же именем он упоминается и в «Разрядной росписи людям Обезьяньей Великой и Вольной палаты», составленной со слов Ремизова С. Я. Осиповым (ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 2. № 13. Л. 46). Ср. также: «В игре и в откровенные минуты В. В. <Розанов> говорил "ты", а себя называл Василием <…> – Не Василий Васильевич, а Балда Балдович. Так я должен был называть В. В.» (Кукха. С. 73).

…и был глагольлив, что вергаса…– т. е. болтлив, как тараторка.

С. 200. Мироносицы – святые жены, принесшие миро (благовонное масло) для помазанья Иисуса Христа во гробе.

С. 201. «Нива» – популярный еженедельный иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни, издававшийся в Петербурге «Товариществом А. Ф. Маркс» с 1870 по 1918.

С. 202. Отклика – отзвук.

Воздвиженье – церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14 сентября).

С. 206. Насметный – от сметать, смести.

Порука – поручение.

С. 210. Завечен – здесь: обречен.

629


    Главная Содержание Текст