КОММЕНТАРИИ

СРЕДИ МУРЬЯ И НЕУРЯДИЦЫ

НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

Впервые опубликован: Биржевые ведомости. 1915. № 15290. 25 декабря. С. 2–3.

Рукописные издания: Новая редакция: глава «На птичьих правах».

Автограф (под названием «Учитель музыки. Повесть») в тетради с авторской правкой вместе с главами «Тысяча съеденных котлет» и «Оказион» (датирован 1930) – РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 4. № 8.

Прижизненные издания: Воля России. 1931. № ½ (под общим названием «Учитель музыки»); в составе книги «Учитель музыки».

Дата: 1915.

В авторском комментарии к рассказу дано пояснение: «О жизни и подвигах Александра Александровича Корнетова, если заинтересует кого, пускай почитает мою «Глаголицу» и «Оказион», – рассказы, вошедшие в книгу: «Весеннее порошье». Изд. Сирин, Пгр. 1915 г».

С. 305. …на избиение младенцев… – день памяти младенцев, убиенных царем Иродом в Вифлееме (29 декабря).

С. 306. …начальник собачьей команды – подразумевается один из самых мрачных периодов автобиографии (1906–1909), когда, оказавшись практически без средств к существованию, писатель брался за любую работу, вплоть до переписи собак. Ср.: «В то время, когда мы с ним познакомились, он <Ремизов> зарабатывал на жизнь подсчетом собак в Петербурге. Он ходил по дворам и собирал статистический материал» (Волошина М. Зеленая Змея. С. 148).

С. 309. Ералаш – смесь разнородного засахарившегося варенья.

...знаменитый старец Иоанн Электрический… – прозвище Ивана Александровича Рязановского (1869–1927) – архивиста, археолога, собирателя до-

638


кументов по истории России, прототипа некоторых произведений Ремизова 1910-х гг. О происхождении прозвища см.: Кукха. С. 108–115.

С. 310. ...литератор Зерефер – подразумевается Владимир Николаевич Княжнин (наст. фам. Ивойлов; 1883–1942) – поэт, литературный критик, библиограф. В п. к П. Щеголеву от 11 сентября 1913 г. Ремизов представлял своего приятеля: «Пишу Вам об Ивойлове Владимире Николаевиче <...> Человек он толковый, только вид такой свирепый, я его бесом зову Зерефером (есть такой Зерефер – бес-демон)» (ИРЛИ. Ф. 627. Оп. 4. № 2094. Л. 1). Происхождение этого прозвища очевидно связано с изучением Ремизовым византийского патерикового сказания о бесовском искушении, которое в русском переводе известно как «Повесть о бесе Зерефере». В 1913 Ремизов создал собственный пересказ повести, озаглавив его «Древняя злоба» (сборник «Весеннее порошье»).

С. 311. ...быть Александру Александровичу за Карповкой. – Автобиографическая деталь по названию реки, указывающая на новый петербургский адрес писателя.

С. 313. ...нечто вроде русского Декамерона под названием Нил Мироточивый «О некотором отроке, путешествующем на Святую гору»... – Идея собрания апокрифических сказаний, легенд и сказок эротического содержания – т. н. «русского Декамерона» была одним из нереализованных замыслов писателя. Однако в ряду своих произведений писатель выделял книгу эротических сказок «Заветные сказы» (1920): «...это первый камень для создания большой книги Русского Декамерона». (Каталог. С. 21). Афонский монах Нил Мироточивый (день памяти 12 ноября) Его житие см.:  Афонский патерик или жизнеописание святых на святой афонской горе просиявших. М., 1897. Ч. 1. С. 351.

639


    Главная Содержание Текст