КОММЕНТАРИИ

СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ

КУТЬЯ-ВОЙСЫ

Впервые опубликован: Северный край. 1903. 14 февраля. № 42. С. 2 (под названием «Кутьи войсы»).

Рукописные источники: Херсонская рукопись I, Херсонская рукопись II (под названием «Кутья-Войса»).

Дата: <1903>.

Прижизненные публикации: Северные цветы Ассирийские (под названием «Кутья-Войса»).  

Дата: <1903>.

Первая публикация стихотворения сопровождалась авторским примечанием: «Языческо-христианское верование зырян: под Рождество пробуждаются от проклятия «Кутьи войсы» – демонические существа и властвуют над землей до Крещения». В сборнике «Чертов лог и Полунощное солнце» это стихотворение также было снабжено авторским пояснением: «Кутья-войсы – метельные духи, которым дается власть над землей от Постной кутьи – Рождественского сочельника до Богоявления, – двенадцать дней в году. На Богоявление по освящении воды они угоняются в свое царство и метели не слышно. «Чтоб тебя кутья-войса взяла!» – говорится в сердцах на обидчика, а уж Кутья-войса спуска не даст, с ней не похорохоришься» (Авт. комм. С. 315).

С. 55 мячкают месяц – играют как в мяч.

602


    Главная Содержание Текст