КОММЕНТАРИИ

СРЕДИ МУРЬЯ И НЕУРЯДИЦЫ

ДНЕСЬ ВЕСНА

Впервые опубликован: Речь. 1916. № 99. 10 апреля. С. 4 (под названием «Днесь весна благоухает»).

Прижизненные издания: Мара.

Дата: 1916.

С. 334. …гришки, черногуз  – «"Гришки" – скворцы. "Черногуз" – аист» (Авт. комм. С. 229).

С. 335. Днесь весна благоухает / И радуется земля… – Светильничное песнопение, исполняемое на пасхальной неделе. «Светилен: "Днесь весна благоухает и радуется земля. Днесь взимаются ключеве дверем неверию Фоме, другу вопиющу, Господь и Бог мой!" – поется вместо "Плотию уснув" и на тот же распев. Из спасения моего в словеса грехопадений моих. Ты же, Боже, не удали помощь твою от мене!"» (Авт. комм. С. 229).

В Невскую Лавру шел он на большую Русскую могилу. – Имеются в виду Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища, расположенные на территории Александро-Невского монастыря на Тихвинском кладбище погребены H. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, М. И. Глинка и многие другие выдающиеся представители русской культуры.

С. 337. Черничка – уменьшительное от черницы, т. е.  монахини.

Лестовка – четки староверов с кистью кожаных лепестков.

Веренея – или Виринея, женское имя.

…цветной светилен – молитва или специальное песнопение, поющееся после канона на утрени; содержит в себе моление о просветлении свыше.

Римские катакомбы Севастьяна-мученика. – Имеется в виду расположенное на Аппиевой дороге кладбище («ad catacumba») христианского великомученика св. Себастьяна, или Севастьяна (ок. 250–287). Катакомбы – места погребения у христиан в виде грандиозных сооружений, устраивавшиеся под землей и состоявшие из многочисленных коридоров и галерей.

С. 338. Моленная – специальная комната для молитвы.

Третья слава третьей кафизмы – молитва, читаемая на утреннем церковном богослужении о заступничестве; начинается словами: «Боже, боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?»

С. 341. …памятник огненной скорби Достоевского. – 1 февраля 1881 г. на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (ныне – Некрополь мастеров искусств) вблизи могил Карамзина и Жуковского был похоронен Ф. М. Достоевский. Спустя год по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого на могиле был установлен памятник. Авторский троп («Одинокий заветный памятник огненной скорби – Достоевского» повторен Ремизовым в стихотворении «Красный звон» (1917), включенном впоследствии в книгу «Взвихренная Русь». На вечере памяти Достоевского в Петроградском

642


Доме литераторов 11 февраля 1921 г. Ремизов вновь обратился к образу писателя как воплощению «огненной России», По своему пафосу его выступление восходило к знаменитой «пушкинской речи» Достоевского, где гармонический дар Пушкина был назван воплощением духовной красоты и всемирной отзывчивости русского человека. В эпоху пожара, раздора и брани Россия востребовала трагический дар самого Достоевского, для которого жизнь человеческая преисполнена страданиями, а удел человека – «смятение и несчастие» (См.: Ремизов А. Огненная Россия. Ревель, 1921).

643


    Главная Содержание Текст