С. 455. луды – вещие рощи Кереметя – «Луд», по-вотяцки, – поле и имя бога поля. Языческий вотяцкий бог Керемет – злой дух, способный навредить днем, в отличие от другого представителя нечистой силы (Акташа), который напускается на человека после захода солнца. При каждой вотяцкой деревне Керемету строились специальные молельни, непременно располагавшиеся среди деревьев, в рощицах и лесах.
Инмар, творец неба, земли и солнца – будучи христианами, вотяки сохраняли устойчивые языческие верования; Бога, сотворившего мир, они называли Инмар Кылдысинь.
С. 456. Девятая пятница – праздник св. Параскевы, на девятой неделе после Пасхи.
С. 457. Подволока – свод или настилка сводом, подпечье, куда кладут ухваты, кочерги и прочую домашнюю утварь.
Пряженики – печенье, приготовленное в постном или скоромном масле.
Не за горами Петровки; подавай пескаря! – пост перед праздником святых апостолов Петра и Павла (29 июня); поскольку апостол Петр в народе считался покровителем рыбного промысла, этот праздник также называли днем Петра-рыболова.
С. 458. Дошла озимь в наливах, подрос овес. На дворе – Казанская. – Церковный праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (8 июля), в память о чудесном обретении иконы в 1579 г.; в этот же день церковь отмечает день памяти мученика Прокопия, в народе называемый Жатвенником, поскольку с ним связывалось начало уборки зерновых.
С. 459. Лесун – леший.
С. 460. Кузь-Пине – Кузь пинё-мурт – дьявол-людоед с длинными зубами, по вотяцкому поверью, живет в лесах.
Искал-Пыдо – Искал-пыдо мурт – людоед с коровьими ногами.
С. 464. О, когда б эта ночь / Не была хороша, / Не болела бы грудь, / Не страдала б душа – вариант городского романса на слова Н. А. Риттера (перераб. текста А. М. Давыдова), муз. Н. Бакалейникова.
С. 467. Вставай – подымайся – «Новая песня» (1875) на слова П. Л. Лаврова – идеолога народнического движения.
…взяли билет до Териок… прощай Россия! – Териоки (наст. Зеленогорск) – до 1940 года территория Финляндии.