<Примечания. История создания>

ЗАВЕТНЫЕ СКАЗЫ

Китайская шапка

Манегрская

Было это в те далекие времена, когда на берега Зеи не ступала нога ни русского, ни китайца, и кочевали бое на оленях.

Бое, как и соседи их – орочоны, и соседи их соседей бирары и гольды, были большим народом – и не десятками, как нынче, а в тысячах считались.

Люди рождались и проходили по земле; как красная рыба кэта, узилась широкая тайга, и от тесноты вражда подымалась среди людей.

Брат пошел на брата. Род забывался, и каждый думал только о себе и жил по себе. Никто никого не хотел слушать. И своеволью не было никакого упора. Полуголовый и безголовый считали себя головою. Вся жизнь перевернулась, и никому житья не стало. Худые люди, а такие везде найдутся, дано ли тебе тысяча оленей или ни одного, худые люди стали обижать хороших. А жаловаться некому было, и заступы негде искать.

498


Жили бое крепко и дружно родом, а замутилось, и стали друг другу как самые первые враги.

Вот и сошлись кто помудрей да потолковей и решили, что без царя никак невозможно.

А был один самый зоркий – Касяки Ойлягир, взял он себе котомку с соболями на плечи, рогатую пальму в руку, покликал серую свою собаку, умылся из родной реки Силирни-биры и в путь – царя искать.

*

Долог и труден был путь.

На юг от Силирни-биры шел Касяки. Немало встречалось разных людей по дорогам. И сначала понимали, что говорил он, а потом речь его стала другой, как таежный шум, как птичий клик, и сам он перестал понимать других. И только одно: как заговорит о царе – где ему найти царя? – всякий указывал дорогу.

Большие ноены – правители богатых родов, случалось, звали себя царями, но Касяки всегда угадывал обман и шел дальше. Царское имя – где найти царя? – было ему верным поводырем.

Так дошел он с серой своей собакой до самого дома, где жил царь китайский.

А к царю его не пускают.

– Зачем и откуда? – не хотят пускать, хоть что хочешь.

Стало Касяки обидно:

«Как? Его не пустить! А вот возьмет он свою рогатую пальму, да пальмой!»

Царь услышал шум.

– Что такое?

Говорят царю про Касяки.

Подумал царь:

«Вот какой смелый, никого не боится: один с своей пальмой на всех!» – и велит привести к себе Касяки.

И вошел Касяки к царю, положил перед царем подарки – сорок черных соболей.

Царь копнул мех, а из-под черного, как небеса, заголубело, – глаза у всех и разбежались: впервые увидели китайцы соболиную шкурку!

499


– Пришел царя искать, – сказал царю Касяки и помянул царю о смуте, о родной реке Силирни-бире, где от смуты не стало житья.

Выслушал царь Касяки, велел принести отдарки: золота и серебра.

Да Касяки-то ничего брать не хочет: золото – он от роду не видел золота – и золото в глазах его, что медь, а серебро – и серебра он никогда не видел – серебро сошло за олово.

Подумал и кусочек серебра взял – на пули пригодится.

А царь подумал:

«Вот он какой: и смел, и щедр, и ничем не прельстишь – ни золотом, ни серебром. Да это и есть царь!»

И велел принести шапку: китайскую шапку с синим корольком – шарик такой, и еще просто шариков горсть.

И когда подали царю шапку и шарики, царь надел шапку на Касяки.

– Ты будешь царь над бое, – сказал царь, – а эти шарики раздай приятелям, кому поверишь, и будут они твои полковники и урядники. А кто тебя не послушает, возьми палку, да палкой – послушают! По своей-то воле жить, надо, чтобы у человека было и тут, и там, – царь показал на голову себе и сердце и, подняв руки, распростер, как крылья, над головой, – и здесь вот!

*

В китайской шапке с синим корольком вернулся Касяки домой на Силирни-биру и объявил бое, что он царь их, и указал на шапку.

Подняли на смех. И кто поверит – китайская шапка с шариком, царь? – и такой галдеж пошел, прохода нет.

А Касяки позвал приятелей, роздал им шарики – сказал царское слово.

Полковники и урядники взяли палки.

И те, кто смеялся, живо поджали хвост – такой уж смерд человек, коли нет в нем – нет ни тут, ни там, ни здесь вот!

Палка гуляла вовсю, лупила смехунов чуть не до смерти.

Видят, Касяки большой начальник, и стали слушаться.

500


А воры попрятались, горланы поумолкли. И завелся настоящий порядок.

До глубокой старости царствовал над бое Касяки Ойлягир. А по смерти его шапка с синим корольком перешла его сыну, а от сына внуку.

И по смерти полковников и урядников, приятелей Касяки, шарики их пошли их детям.

Так нарядились бое.

И доныне крепки их роды – Ойлягир, Манягир, Гова-гир, Гурагир, Учаткан – и привольней житья ни один народ не знает.

501


 
Главная Содержание Примечания Далее