<Примечания автора>

Стр. 41 – Троецыпленица. Троецыпленица – курица, высидевшая три семьи цыплят – по три года парившая. Существует поверье, что такого рода курицу нужно непременно зарезать, причем есть ее могут только «честные» вдовы. На обед с троецыпленицей допускается всего один мужчина, да и тому голову завязывают по-бабьи. Обряд «моления кур» – троецыпленица справляется 1 ноября в день Косьмы и Дамиана, – в курьи именины. См.: Д. ЗеленинОтчет о диалектологической поездке в Вятскую губернию.

Стр. 41 – с дерева листье опало – опадение листьев – символ разлуки, потери.

Стр. 42 – не состояться воде – не просветлеть, не успокоиться.

Стр. 42 – очертя голову – отчаянно.

Стр. 42 – без прилуки – без приманки.

Стр. 42 – бедовое время – отчаянное время. Бедовое в таком же значении, как «бедовый человек».

Стр. 42 – в свины-поздни – поздно.

Стр. 42 – трубой ввалились – разом.

171


Стр. 42 – Хватавщина – «хлебные панихиды», во время которых на особый столик кладутся блины и другие съестные приношения «на алчного, на жадного, на хватущего». По окончании церковного служения «алчные, жадные и хватущие» устремляются к столику и расхватывают приношения, кто сколько может.

Стр. 42 – Семик – древний праздник, празднуется в четверг на седьмой неделе по Пасхе; вся неделя называется Русальная, Зеленая, Клечальная. Вдовы на Семик собирают прошлогодние уцелевшие цветы. См.: Д. ЗеленинОтчет о диалектологической поездке в Вятскую губернию.

Стр. 43 – разводили бабы бобы – канителились.

Стр. 43 – алалакают – причитают.

172


 
Главная Содержание К тексту