Примечания

УКРЕПА

ЗЕМНЫЕ ТАЙНОСТИ

Банные анчутки

Рукописные источники: «Банные анчутки». Сказка – автограф <1914> – РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1 Ед. хр. 5.

Тексты-источники: Садовников. № 69 а и г. Про бани.

С. 382. У банника есть дети – банные анчутки... – Банником называется мифологический персонаж, род домового, который обитает в банях. По народным представлениям у него нет детей. Этот мотив является авторской новацией Ремизова, так как банные анчутки и есть банники В тексте-источнике они описываются так: «<...> в бане видели чертей, банных анчуток, кикиморами что прозываются. Мохнаты, говорят, а голова-то гола, будто у татарчат; стонут» (№ 69 г С. 231–232).

С. 383. Кикиморы – см. прим. к С. 369.

Душа – Имя героини заимствовано из текста-источника № 69 г, хотя сама история Души, которая встречалась в бане с мертвой матерью, не имеет отношения к ремизовской сказке. Писатель контаминирует несколько рассказов о случаях с разными девками в бане, создавая собирательный образ. Характеристика Души «девка бесстрашная», как и весь эпизод шитья рубашки, восходит к № 69 а

Корчага – см. прим. к С. 43.

Истопили на девишник баню – Накануне свадьбы совершают ритуальное

663


мытье в бане, обряд очищения, который в тексте-источнике (№ 69 г) называется «размывать невесте усы» В ремизовском тексте этот мотив трансформируется в «щекотанье усов девкам» банными анчутками.

С. 383. ...поет что есть голосу не-весть-что... – Ср. в № 69 г: «поет что есть голосу похабщину» (С. 232).

...хоркают по-меринячьи – т. е. издают звуки в подражание мерину (холощеному жеребцу).

С. 384. ...кум Бублов печник... – Этот персонаж заимствован из № 69 г. В контексте данного повествования особенно знаменательна его профессия, так как в народных представлениях печники нередко считаются ведунами, связанными с домовым.

Хмыль – шмыг.

...влепетки... – здесь: в клочки; выражение восходит к № 69 г.

664


 
Главная Содержание К тексту