КОММЕНТАРИИ

I. ЗВЕЗДА НАДЗВЕЗДНАЯ
Stella María Maris

Воплощение

Впервые опубликовано: Сирин. С. 260–262, под загл. «Странник прихожий», в цикле «Цепь златая».

Прижизненные издания: Весеннее порошье. С. 161–163, под загл. «Странник прихожий», в цикле «Цепь златая»; Звено (Париж). 1924. 4 февр. № 53. С. 2–3, под загл. «Из книги "Страды мира". Воплощение»; Воля России. 1926. № 6/7. С. 49–51, под загл. «На землю», в цикле «Покажу вам дьявола»; ЗН . С. 50–52.

Тексты-источники: Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов-мистиков // Записки русского Географического общества. СПб., 1912. Т. XXXV.

Создано по мотивам некоторых песен русских сектантов-мистиков о разлучении души с телом.

Л. Войтоловский в рецензии на сборник «Сирин» особо выделил две легенды из цикла «Цепь златая»: «Здесь все страницы одинаково

549


хороши, но лучшие из них "Ангел–страж муки" <"Преисподняя"> и "Странник прихожий" < "Воплощение">... <...> Сколько естественности, вкуса, красоты и воодушевления в этой поэтической обработке простых народных легенд» (Киевская мысль. 1913. 13 нояб. № 314. С. 2).

С. 43. ...слади́мой реки... – Сладимый – услаждающий, дающий утешение. Река – в представлении сектантов – речь Божия, пророчество. Ср. в песне № 35: «Протекал там живой воды тихий Дон, / Разливалася там Сладим-река» (Рождественский, Успенский. С. 57). Ср.: «"Сладим-река", вытекающая из рая, от которой "все души питаются" – "глас вещания", "глас учения", исходящий от Спасителя и возвещаемый устами пророков, т. е. то же благодатное учение, услаждающее душу и составляющее основу церкви сектантской, а равно <...> вообще – все способы соединения божества с человеком...» (Там же. С. L). Этот образ фигурирует в стихотворениях К. Бальмонта из сб. «Зеленый вертоград» (1909), навеянных, в частности, «распевцами» сектантов (главным образом «хлыстов»): «Сладим-Река», «К Сладим-Реке», «Раскрытые улья», «Веселый рой».

Горел семигранный венец... – Библейский символ награды, получаемой сектантами в земной жизни и ожидаемой в будущей. Этот образ нередко встречается в песнях раскольников. Ср.: «Ангелы с неба слетали / Со седьмигранным венцом...» (Там же. Песня № 570. С. 677); «Я <...> буду жаловать, / Дарить вас <...> венцами семигранными...» (Там же. Песня № 261. С. 346–347) и др.

С. 44. Бурным духом с превышних высот / стремилась душа по небесному кругу. – Ср.: «Нередко встречающаяся фраза: "небесные круги" выражает представление сектантов, что "блаженные духи", "небожители" подобно людям устраивают раденья в небесных сферах...» (Там же. С. XXXV).

...там Божьи орга́ны играют на сердце... – Подразумевается как бы «небесная музыка», раздающаяся на сектантских радениях.

...светили небельмными взорами... – То есть светлыми, незамутненными (от слова «бельмо», которое означает пятно, закрывающее зрачок).

..Живая книга... – У сектантов воображаемая «Божья книга» судеб, доступная взору радеющего пророка (см.: Там же. С. XXXIII).

«Где рай твой прекрасный – пресветлый день?» – Ср. в песне № 501: «Где рай мой прекрасный, / Пресветлый мой день?» (Там же. С. 585).

С. 45. ...премудрые девы радостно встретили душу кротко стояли они со свечами... ~ Премудрые девы стояли со свечами, / «Христос воскрес» запели, с крестом поклонились. – Ср. в песне № 513: «Его де-

550


вы ветрели / И "Христос воскрес" запели; / Они в радости встречали, / Все стояли со свечами, / С крестом поклонялись...» (Там же. С. 601).

С. 45. Духом святым уряжая...Уряжать – празднично одеть, нарядить.

...взяла Богородица свечку, / вложила свечку в сердце... – Критик А. Е. Редько особо выделил эти строки в цикле «Цепь златая»: «Но есть нечто, спасающее мир от отчаяния. Это – жалость людей друг к другу. Эту жалость-любовь зажгла Богородица, провожая на землю душу, только что облеченную Богом во плоть. В трогательно-наивных словах сказания человеческая жалость-любовь символизируется свечой: "Взяла Богородица свечку, вложила свечку в сердце". И этой  "свечой" спасается человечество от отчаяния. <...> Ему <Ремизову. – Ред. > даже кажется, что найден какой-то выход, какое-то успокоение, и сказание о "свечке", зажженной Богородицей в народившейся душе, заканчивается своего рода "призывом" жить: "– Странник, прихожий, странник милый, брат мой несчастный, сестра моя горькая, будем жить полюбовно, согласно в этом неведомом мире на родимой сырой земле!"» (Русское богатство. 1913. № 12. С. 380).

С. 46. ...через Втай-реку... – Ср.: «"Втай-река" – тайное учение, содержимое сектантами, тайными, неведомыми непосвященным людям путями исходящее от Бога...» (Рождественский, Успенский. С. L). Ср. в стих. К. Бальмонта «Втай-Река»: «Втай-Река не с мудрецами, хочет с сердцем говорить, / Прикатилась и вселилась в полнозвучные сердца, / Из глубокого колодца, без начала и конца».

Странник прихожий... – Ср. в песне № 567: «Ты куда идешь, скажи мне, странник / С посохом в руке? / – Дивной милостью Господней / К лучшей я иду стране» (Там же. С. 671).

551


    Главная Содержание Текст