взялись соколы, похитили пряжу; Богородица посылает Ивана Крестителя, пусть разыщет соколиное гнездо и принесет ей, а соколят возьмет себе. Это выше моих сил, отвечает святой: соколы унесли золотую нить высоко под небеса, свили из него гнездо – золотой месяц, а соколят негде взять: из них поделались дробные звезды <...> иные отождествляют луну с ликом Марии Магдалины, заступившей место Божьей Матери» (Веселовский. Разыскания VIL С. 225).
B. Малахиева-Мирович писала об этом апокрифе: «Там хотя и говорится, что воздвиглись на земле целые горы от серых – и в добре и в зле серых – дел человеческих – есть уже для Ремизова на земле тростинка девочка Мария Египетская, выпросившая себе золотую нитку от риз Господних – ту золотую нитку, от которой и месяц, и звезды с их красою, и души, пожелавшие сгореть в подвиге» (РМ .1908. Кн. 1. Библиографический отдел. С. 5).
C. 46. ...Мария Египетская. – Христианская святая, покровительница кающихся женщин. Жила в Египте в V–VI вв. В течение 17 лет была блудницей. Раскаявшись, дала обеты и провела в пустыне 47 лет. Здесь Ремизов отождествляет ее с Марией Магдалиной, последовательницей Христа, одной из жен-мироносиц.
...там стоит цвет солнца, творя суд над цветами... – Ср. в румынской народной песне о проводах мертвеца, душа которого проходит мытарства на западе, к изображению их «примыкает изображение рая»: «...там, где солнечный цвет стоит у врат рая, творя суд над цветами (спрашивая): где их благоухание?» (Веселовский. Разыскания VI. С. 21, 23).
С. 47. Ты видишь те серые горы – не по себе они серы ~ злые и добрые. – Ср. в тексте румынской колядки: «Видишь ли ты <...> те серые горы? Не по себе они серые, а от овец. У овец черные ягнята; то не ягнята, а пастухи, опирающиеся на клюки, закутанные в капюшоны. Овцы пойдут на восход солнца <...> увенчают себе головы (цветами)» (Веселовский. Разыскания VIL С. 254–255)