КОММЕНТАРИИ

I. ЗВЕЗДА НАДЗВЕЗДНАЯ
Stella María Maris

Клятвенный камень

Впервые опубликовано: Жатва: Журнал литературы. 1912. Кн. 1. С. 207-214 .

Прижизненные издания: Шиповник 7. С. 35–42, под загл. «Попрание клятвы Адамовой»; Сирин 7. С. 35–42, под загл. «Попрание клятвы Адамовой»; ЗН. С. 15–18.

Тексты-источники: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872; Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890.

В примеч. к первой публикации в ж. «Жатва» Ремизов в качестве источника указал: «Материалы из исследования И. Порфирьева: Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872» (с. 214).

И. Я. Порфирьев так кратко изложил апокриф «Рукописание, данное Адамом диаволу»: «Каин родился с двенадцатью змеиными головами, которые страшно терзали Евву, когда она кормила Каина грудью. Адам сильно скорбел об этом и согласился дать рукописание на себя диаволу, когда он пообещал снять с Каина змиев. Для этого Адам должен был омочить обе руки в крови козлища и положить их на плиту из белого камня, которую принес диавол и на котором отпечатлелись руки Адамовы. Диавол снял с Каина двенадцать голов змеиных, положил их на плиту с рукописанием, которую опустил в Иордан, заповедав змеиным головам хранить рукописание. Змеиные головы и хранили рукописание Адамово до того времени, когда Спаситель пришел на Иордан креститься и сокрушил их» (Порфирьев 1890. С. 38–39).

С. 9. ...в дверях рая стоял херувим с огненным мечом . ~ Херувим с огненным мечом охранял двери рая. – Ср. в одной из сектантских пе-

534


сен: «При дверях рая / Херувим стоит; / Путь мечом пламенным / Он нам заградит» (Рождественский, Успенский. № 501. С. 586).

С. 10. увы! раю мой прекрасный! – Ср. в духовном стихе «Плач Адама»: «Раю мой, раю, прекрасный мой Раю! Увы мне грешному...» (цит. по: Симони П. Памятники старинного русского языка и словесности XV–XVIII столетий. Вып. 3 // Сборник отделения русского языка и словесности. Пг., 1922. Т. 100. № 2 . С. 12–13); «О раю, мой раю, пресветлой мой раю!» (Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. С. 45). С. 11–12.

Наступал первый час ночи – час поклонения демонов: ~ И наступал двенадцатый час – час надежды и молчания чинов ангельских... – Ср. в разделе «Апокрифы об Адаме и Еве» в книге И. Я. Порфирьева: «Разделение дня и ночи на часы и таинственные служения в эти часы разных тварей составляют самые интересные места в сохранившихся отрывках из Завета Адама. Вот в каком порядке перечисляются часы ночи и служения в них тварей. 1-й час ночи: это час поклонения демонов; в это время они перестают делать зло и вредить человеку, потому что сила Творца вселенной удерживает их. 2-й час: это час поклонения рыб и всего, живущего в море. 3-й час: поклонение глубин, или бездн преисподних. 4-й час: трисвятое Серафимов. Прежде моего падения, сын мой, я слышал в этот час в раю шум их крыльев; ибо Серафимы, обыкновенно, ударяли крыльями, производя гармонический звук в храме, назначенном для их служения; но с того времени, как я согрешил и преступил заповедь Божию, я перестал видеть их и слышать шум их. 5-й час: служение вод превыше небес. 6-й час: собрание облаков (туч) и великий священный ужас, который знаменует средину ночи. 7-й час: покой сил и всех природ, когда воды покоятся, и если в этот час взять воды, которую священник Божий соединяет с святым елеем, и помазать этим елеем тех, которые страдают и не спят, то они выздоравливают. 8-й час: благодарение Богу за произведение трав и семян в то время, когда роса небесная нисходит на них. 9-й час: служение ангелов, которые стоят пред престолом величия. 10-й час: поклонение людей: врата небесные отверзаются, чтобы дать возможность войти туда молитвам всего живущего; они повергаются и потом выходят. В этот час Бог благоволит ко всему, чего человек ни просит у Бога, в ту минуту, когда Серафимы ударяют крыльями и когда поет петух. 11-й час: великая радость во всей земле, в минуту, когда солнце восходит от рая Божия и поднимается над вселенною. 12-й час: чаяние и глубокое молчание между всеми чинами святов и духов до того времени, когда иереи поставят фимиам пред Богом, и потом все чины и силы небесные разделяются (расходятся)» (Порфирьев 1872. С. 169-170).

535


С. 12. ...пришел Он в пустыню на Иордан к Иоанну... – Речь идет об Иоанне Крестителе.

...и слышен был глас с небеси: / «Вот Сын мой, в нем мое благоволение!» – Имеется в виду возглас Бога-Отца во время Преображения Христа на горе Фавор: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение...» (Мф 17:5)

536


 
    Главная Содержание Текст