КОММЕНТАРИИ

I. ЗВЕЗДА НАДЗВЕЗДНАЯ
Stella María Maris

Хождение Богородицы по мукам

Прижизненные издания триптиха: Дни (Берлин). 1922. 5 нояб. № 7. С. 13, с подзаголовком: «Апокриф»; Перезвоны. 1927. № 33. С. 1038–1042, с подзаголовком: «Апокриф», в цикле «Из "Голубиной книги" Русского народа»; ЗН. С. 66–69; Голубиная книга. Hamburg: Родник, 1946. С. 19–27 [издано без ведома автора].

Тексты-источники: ПСРЛ III. С. 118–124 (список нач. XVII в.); Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879. С. 193–198; Бокадоров Н. К. Легенда о Хождении Богородицы по мукам // Изборник Киевский. Киев, 1905. С. 39–94.

Рукописные источники и авторизованные тексты: 1) Черновой автограф – топографические схемы // РНБ. Ф. 634. Oп. 1. Ед. хр. 4. Л. 16;

2) «Слово Пресвятой Богородицы велми душеполезно о покои всего мира XII в.» // РНБ. Ф. 634. Oп. 1. Ед. хр. 4. Л. 4–4 об., 3 об., 5 об., 6 об., 8 об., 7 об., 5, 3, 13 об.); 3) Беловой автограф наборной рукописи ЗН («1928») // Amherst. Box. 16. F. 31.

Тема народных представлений о страданиях Богородицы заинтересовала Ремизова еще в середине 1900-х гг. 17 апреля 1905 г. он сообщал Блоку: «Читал вчера исследование о Хождении Богородицы по мукам...» (ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 82). Вероятно, подразумевается кн.: Бокадоров Н. «Хождение Богородицы по мукам» (Опыт истории христианской легенды). Киев: Тип. Петра Барского, 1904.

В кн. «Петербургский буерак» Ремизов, имея в виду свой триптих, писал: «И по стопам Богородицы я прошел все подземные дороги – ад» (Петербургский буерак-РК Х. С. 411).

В. Сахаров отмечал: «Одним из самых поэтических апокрифов о загробной жизни должно признать "Хождение Богородицы по мукам". Этот апокриф составляет перевод греческого апокрифа, известного под именем "Откровение Пресв<ятой> Богородицы" <...> Он был очень распространен на Востоке и Западе...» (Сахаров. С. 193).

Средневековый автор легенды, монах, неизвестен. Н. К. Бокадоров писал: «Легенда о Хождении Богородицы по мукам может быть названа апокалипсической, так как представляет собою откровение, данное Богородице через архангела Михаила. Так как это откровение знакомит Богородицу с адскими муками, легенда может быть отнесена, до некоторой степени, к эсхатологическим» (Бокадоров. С. 46).

554


Забытые Богом

Впервые опубликовано: БВ. 1912.26 апр. (9 мая), веч. вып. № 12907. С. 4, без загл.

Прижизненные издания: Заветы. 1912. Кн. 8. Ноябрь. Отд. 1. С. 43–44, в диптихе «Бисер малый: От словес Дебренского старца»; Подорожие. СПб., 1913. С. 189–191, 3-е в цикле «Бисер малый»; Дни (Берлин). 1922. 5 нояб. № 7. С. 13; Перезвоны. 1927. № 33. С. 1038— 1040; ЗН. С. 66–67; Голубиная книга. Hamburg: Родник, 1946. С. 19–22 [издано без ведома автора].

Название и содержание легенды восходят главным образом к исследованию Н. К. Бокадорова; ср: «Наконец, Богородица была приведена херувимами и серафимами в левую часть ада. Здесь она увидела огненную реку и в ней множество грешников. <...> На огненном море поднимается буря. Качаются и вздымаются волны, и на них показываются грешники. Здесь были жиды, мучившие Христа, отпавшие от христианства после крещения, осквернители священных чувств к родным, убийцы, отравители и детоубийцы. "Да будет им по вере их!" <...> сказала Богородица. А Михаил объяснил, что эти грешники забыты Богом» (Бокадоров. С. 57). Возможно, название связано также с эпизодом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (см. об этом: Лимонарь-РК VI. С. 674; комм. А. М. Грачевой). В ноябре 1941 г. Ремизов, сетуя на свою трудную жизнь, записал в дневнике: «Бог не выдаст, свинья не съест. Съеден на 9/10-х, вот оно горе, не забытый, а почти забытый Богом» (цит. по: Грачева 2010 . С. 507; курсив Ремизова).

С. 60. – –и увидела Богородица страшное место – муку несказанную: ~ И вот внезапно свет неиздаемый разверз тьму. – Ср. в пересказе В. Сахаровым «Хождения Богородицы по мукам»: «Пришла Богородица еще на место великой муки и спрашивала о грехе, но архангел сказал, что нельзя видеть той муки, потому что тем грешникам запрещено видеть свет, доколе не явится Сын Твой. Прискорбна стала Богородица и, возведши глаза свои к невидимому престолу Отца своего, сказала: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа, да отымется тьма сия, да бых видела сию муку". И тотчас отнялась тьма и явилось семь небес» (Сахаров. С. 194).

«Что же молчите, не отвечаете?» – воззвали ангелы, стерегущие

муку... – Ср.: «...и рекоша ангели стрегуще: "почто не глаголите?"» (ПСРЛ III. С. 119).

...пренебесный свет режет глаза... ~ «Не поднять нам глаз! Ничего не видим!» – Ср. ответ грешников в ПСРЛ III: «...от века несмь света видели» (Там же). Ср. также в исследовании Н. К. Бокадорова: «Путешествуя с архангелом Михаилом по аду, Богородица приходит к грешникам, окутанным вечною тьмою. По молитве Богородицы рассеялся

555


вечный мрак. Но никто из грешников, привыкших к вечной тьме, не мог взглянуть на ослепительный лик Пресвятой Девы» (Бокадоров. С. 48).

С. 61. Авраам – судия над грешными ~ «Стена необоримая!» –Фрагмент близок к тексту ПСРЛ III (с. 119).

...Павел – восхищенный на третье небо... – Ср. слова апостола Павла во «Втором послании к коринфянам»: «Знаю человека во Христе, который <...> в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба» (2 Кор 12:2). В апокрифе «Хождение апостола Павла по мукам» рассказывается о том, как ангел вознес Павла на «третье небо», где обитают праведники, а потом показал мучения грешников (см.: ПОРЛ II. С. 47; Сахаров. С. 209).

...ни Авраам, ни Моисей, ни Иоанн, ни Павел ~ муку отчаяния. И одна

пришла, посетила их в беспросветной тьме – в темном отчаянии Богородица... – Восходит к апокрифам «Смерть Авраама», «Исход Моисеев», «Вопросы св. Иоанна Богослова о живых и о мертвых», «Хождение апостола Павла по мукам». Ср. в исследовании Н. К. Бокадорова: «Они же <грешники – В . Б .> сказали ей: "Как нас посетила ты, Пресвятая Владычица!" При этом прибавили, что их не посетил ни Христос, ни праотец Авраам, ни Иоанн Креститель, ни великий пророк Моисей, ни Апостол Павел» (Бокадоров. С . 53). Ср. также о грешниках в «Хождении Богородицы по мукам» в пересказе В. Сахарова: «С плачем великим они вопияли к Богородице о том, что никто не посетил их, только Она одна, заступница христианского рода, посетила их» (Сахаров. С . 194).

«Вот они: те, кто не веровал в Духа Святого ~ здесь и мучатся!» ~ И тьма упала на грешников... – Чуть измененные цитаты из ПСРЛ III (с. 119).

...сказал Михаил, архистратиг силы небесной, водитель по грозным мукам. – Ср. в исследовании Н. К. Бокадорова: «Вообще, вестником Богородицы является Гавриил, но, вероятно, Михаил приходит как заведующий адскими силами...» (Бокадоров. С. 52).

Богородицу и Матерь Света /в песнях возвеличим! – См. выше комм, к с. 6 наст. изд.

 

Забывшие Бога

Впервые опубликовано: Новое слово. 1912. № 6. С. 9, без загл.

Прижизненные издания: Заветы. 1912. № 8. С. 44–45, в цикле «Бисер малый: От словес Дебренского старца»; Подорожие. СПб., 1913. С. 192–193, 4-е в цикле «Бисер малый»; Дни (Берлин). 1922. 5 нояб. № 7. С. 13; Перезвоны. 1927. № 33. С. 1040; ЗН. С. 67–68; Голубиная книга. Hamburg: Родник, 1946. С. 22–23 [издано без ведома автора].

556


Название восходит к апокрифу-первоисточнику «Хождение Богородицы по мукам»; ср. слова Архангела Михаила на вопрос Богородицы о тех, кто оказался в преисподней: «сии суть, иже не вероваша во Отца и Сына и Св. Духа, позабыта Бога» (ПCPJI III. С. 118–119; Сахаров. С. 194). Ср. также о политеизме славян в болгарской легенде о «хождении Богородицы по мукам» (в изложении Н. К. Бокадорова): «Они забыли Бога и веровали в тварь, которую Бог на работу сотворил. Всё это они прозвали богами: и солнце, и месяц, и звезды, и воду, и зверей, и гадов, и выстроенных по человеческому образцу из камня Трояна, Хорса, Велеса и Перуна обратили в богов, а также веровали в бесов. <...> Так как легенда говорит, что славянские язычники забыли Бога, можно предполагать , что в ней имеются в виду славяне, когда-то знавшие Истинного Бога, но впавшие опять в язычество, т. е. исследователь имеет здесь дело с двоеверием славянских народов. Легенда присуждает грешников, впавших в двоеверие, к самым злым адским мукам» (Бокадоров. С. 67).

С. 61...там – костры! – стоял одр к одру ~ на том нет греха!» – См.: ПСРЛ III. С. 120. Ср. данный фрагмент в переложении В. Сахарова: «И был там простерт облак, а посреди его огненные одры, на которых лежали мужи и жены: это те, которые в святую неделю... к заутрени не вставали и спали как мертвые...» (Сахаров. С.195). Ср. также: «...Богородица отправляется на "полунощ". Здесь она видит огненное облако и на нем множество грешников обоего пола. Это были не встававшие по воскресениям к утрени, но спавшие мертвым сном» (Бокадоров. С. 55).

 

Преисподняя

Впервые опубликовано: Сирин. С. 257–259, под загл. «Ангел – страж муки», в цикле «Цепь златая».

Прижизненные издания: Волны вечности в русской литературе. Киев, 1914. С. 317–318, под загл. «Ангел – страж муки»; Весеннее порошье. С. 158–160, под загл. «Ангел – страж муки», в цикле «Цепь златая»; Дни (Берлин). 1922. 5 нояб. № 7. С. 13; Перезвоны. 1927. № 33. С. 1040–1042; ЗН. С. 68–69; Голубиная книга. Hamburg: Родник, 1946. С. 24–27 [издано без ведома автора].

Отзыв Л. Войтоловского см. выше в комм, к легенде «Воплощение» (с. 549–550 наст. изд.).

С. 62. течет река огня негасимого ~ плач неутешим ... – Ср. в слове

Палладия Мниха «О втором пришествии Христове, о страшном суде и будущей муке» в пересказе, с цитированием, В. Сахарова: «...на западной же стране потечет, для мучения грешников, река огненная

557


<...> и "иные муки различные <...> смола горящая, иное же червь ядовитый, не усыпаяй <...> туже суть скрежетание зубом и тьма кромешная, и плач неутешимый <...> и трепет <...> и страх неисчетен и ужас неисповедим"» (Сахаров. С. 154–155). Существенна здесь градация человеческих грехов: «...блудники, прелюбодеи и осквернители телесем отъидут во огнь негасимый во веки... Татие <т. е. воры> отъидут в страх непостоянен <...> разбойники пойдут в грозу неисповедимую и тьму кромешную <...> сребролюбцы отъидут в червь неусыпающий <...> убийцы человеческий отъидут в скрежет; пьяницы отъидут в смолу горящую; плясцы, и свирельцы, и гусленицы <...> и смехотворцы и глумословцы отъидут в плач неутешный...» (с. 164; см. там же сходный фрагмент из духовного стиха).

С. 62. «Лучше бы было да не родиться в мир человеку!» – воскликнула Богородица. – Неточная цитата из Евангелия (Мф 26: 24). Ср. в духовном стихе «О нынешнем веке и будущем», приведенном В. Сахаровым: «Лучше бы нам грешным не родитися» (Сахаров. С. 154). «"Лучше бы не родиться человеку тому", – сказала Богоматерь» (Там же. С. 195). Это восклицание Ремизов записал на полях конспекта «Хождения Богородицы по мукам» (РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 16). Ср. также в его 1-й рабочей тетради (<1956>): «...лучше бы было не родиться человеку на земле – эти древние слова я скажу под ударами беспощадной судьбы...» (цит. по: Грачева 2010. С. 298). Критик А. Е. Редько, размышляя о ремизовском понимании «тяжкой и непостижной» судьбы человека, отметил: «Даже ангелы не все могут примириться с тем, что мир таков, каким ему надлежит быть по воле Божией. Даже Богородица, посетив адов град подземный, воскликнула однажды: "Лучше бы было да не родиться в мир человеку!"» (Русское богатство. 1913. № 12. С. 380).

С. 63. ...небо медное, без облак, безросное... – «Медное небо» – в народных представлениях – один из атрибутов преисподней. Ср.: «Во время господства в мире антихриста природа и люди будут находиться в бедственном состоянии. "Небо не даст росы, облака не дадут воды..."» (Сахаров. С. 115).

С. 64. «Хочу – мучиться – с грешными!» – Ср.: «И рече пресвятая ко архистратигу: "при едино(и) молитве молютися, да вниду и аз, да ся мучу со крестьяны..."» (ПСРЛ III. С. 122). В передаче В. Сахарова: «Осмотрев все муки, Богоматерь заплакала и сказала архангелу: "молюти-ся, да вниду и аз, дася мучу с христианы..."» (Сахаров. С. 196).

558


 
    Главная Содержание Текст