КОММЕНТАРИИ

I. ЗВЕЗДА НАДЗВЕЗДНАЯ
Stella María Maris

Ангел Предтеча

Впервые опубликовано: Воля России. 1927. № 8 /9. С. 11–16, под загл. «2. Ангел предтеча (богомильская)», в диптихе «Две легенды».

Прижизненные издания: ЗН. С. 23–26.

С. 17. «– – однажды на дне этого моря я нашел песок: из этого песку

Он сделал землю ... – Ср. об участии дьявола в сотворении мира:«В Карпаторусской сказке чёрт <...> достает песку со дна морскогои участвует в творении. В славянских и русских сказках "О сотворении мира", представляющих переделку богомильской книги "бытия", дьявол, нырнув в море, выносит землю, а по иным вариантам, тину» (Мочульский. С. 68–69).

С. 17-18 ...лилию – белый цветок – взял Иоанн с самого дна. ~ «Лилия,

– сказал ангел, – понюхай!» – Ср. в тексте Н. К. Бокадорова: «...народные легенды признали райским цветком Богоматери белую водяную лилию» (Бокадоров. С. 46).

С. 18. Марию, дочь Иоакима и Анны, выбрал Господь. – Имеются в

виду Богородица и ее родители, святые праведные.

И пошел в горы искать Иоакима... – По преданиям, Иоаким был изгнан

из Иерусалимского храма и удалился в пустыню.

537


С. 18. Богородица Дево, радуйся! – Ср. в молитве, основанной на

приветствии архангела Гавриила Деве Марии: «Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся!»

С. 19. Один демон, караульщик, «судак»... – В уголовной среде «судак»

(жарг.) –  член суда, судья.

С. 20. Голову его на блюде подали царевне ~ огонь, как слезы.

Подразумевается библейская легенда о дочери Иродиады, по наущению

матери потребовавшей у царя Ирода в награду за свою пляску голову Иоанна Крестителя. Ср. в Евангелии: «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф 14: 11). Ср. также в поэме Блока «Возмездие»: «Вот – голову его на блюде / Царю плясунья подает...». Сходный фрагмент о смерти Иоанна содержится в легенде Ремизова «Пляс Иродиады» (с. 176 наст. тома).

538


 
    Главная Содержание Текст