КОММЕНТАРИИ

МЕРЛОГ

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ГРЕБЕНЩИКОВ

1887 – † 1935

Впервые опубликовано: Яков Петрович Гребенщиков <:> 1887 –† 1935 // ПН. 1935. 9 мая. № 5159. С. 3.

Рукописный источник и авторизованный печатный текст: 1) Яков Петрович Гребенщиков. 1887 – † 1935. – Беловой автограф. 1935 // Amherst. Box. 11. F. 11. 10 р.; 2)Яков Петрович Гребенщиков / 1887 –† 1935 – Авториз. газ. вырезка. <1935> // Мерлог. Л. 91–93.

616


Статья вошла в кн. «Петербургский буерак» (Петербургский буерак-РК-X. С. 369–370).

Текст в Мерлог: авторизованная газетная вырезка.

617


С. 264.известный всему книжному Петербургу под именем «василеостровского книгочия» и знакомый всякому ~ безымянно по бороде и падающим, спускающимся, как на колок, на нос волосам… – Ср. в статье Ремизова «Репертуар»: «Яков Петрович – книгочий василе-

641


островский, книжный островной владыка, сатрап библиотечный – власы дьяконовы, а брада колом, лекции читает, бия себя в грудь и таща за бороду, от чего коль не ровен, больше всего на этом свете книгу любит, а питается морожеными овощами. Но ему не надо и мороженого – дай ему книгу, с книгой все забудет, изжогу забудет, от которой много терпит» (Русалия-Росток XII. С. 572–573).

Какая преступная рука, какого изменника России могла подписать ссыльный приговор книголюбу ~ незаменимому работнику, подлинно «герою труда»! Я. П. Гребенщиков ~ пролетарского происхождения… – Полемическая отсылка к получившему известность в кругах литераторов-эмигрантов докладу А. М. Горького «Советская литература», прозвучавшему на Первом Всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 г. Горький говорил: «сырьем для фабрики богов служили "знатные" люди древности – Геркулес, "герой труда" <…> Именно труд масс является основным организатором культуры <…> идей Маркса – Ленина – Сталина, которые в наше время воспитывают революционное правосознание пролетариев всех стран и в нашей стране возводят труд на высоту силы, коя служит основой творчества, науки, искусства. <…>

Социалистическая индивидуальность, как мы видим на примере наших героев труда, которые являются цветением рабочей массы <…> может развиваться только в условиях коллективного труда» (Горький А. М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27: Статьи, доклады, речи, приветствия (1933–1936). М., 1953. С. 300, 319–320, 329–330).

С. 265. Знаменный распев – распев (по-старинному: ро́спев) – круг церковных мелодий, постепенно сложившийся в определенный вид в той или другой местности и принятый сначала в местное, а затем и всеобщее церковное употребление. Мелодии каждого распева построены на определенных музыкальных основаниях, одинаковых для всего данного распева. По происхождению распевы различаются на древнейшие и поздние. К древнейшим относятся: большой знаменный, греческий, болгарский и киевский.

Дума – украинская историческая песня, свободная по ритму и лишенная строфического членения, создававшаяся в казацкой среде в XVI–XVII вв.

…в Казанском… – Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери, 1801–1811, арх. А. Н. Воронихин) в Санкт-Петербурге (Невский пр., Казанская пл., 2).

Бестиарий – средневековый сборник, посвященный описанию животных. В бестиарии научные сведения объединены с баснословными сказаниями и их символическим толкованием.

С. 266. Догматик – краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.

642


С. 266. «Ангел вопияше…» – пасхальное песнопение, так называемый задостойник Пасхи. Первые слова припева на 9-й песни канона Пасхи.

643


    Главная Содержание Текст