КОММЕНТАРИИ

МЕРЛОГ

ДЛЯ КОГО ПИСАТЬ

Впервые опубликовано: Для кого писать? [Анкета] // Числа (Париж). 1931. № 5. С. 284–285.

Авторизованный печатный текст: Для кого писать. – Авториз. журн. вырезка. <1931> // Мерлог. Л. 72–73.

В переработанном виде текст анкеты использован в книге «Учитель музыки» (Учитель музыки-РК IX. С. 298, 300–304, 318).

Текст в Мерлог: авторизованная журнальная вырезка.

614


           С. 247. …на ком остановить глаза: на Шестове или на Пугавкине? – Пугавкин – реальное неустановленное лицо, скрытое под ремизовским прозвищем. В кн. «Учитель музыки» упомянут «Пугавкин» – русский «философ, уже затмивший Канта», приехавший в Париж из советской Москвы, а потом вернувшийся обратно (см.: Учитель музыки-РК IX. С. 138–145).

         …Осоргин-писатель говорит не от себя, через него говорит «стомиллионное» население русского Парижа. – В ж. «Числа» вместе с ответом Ремизова на анкету «Для кого писать» было опубликовано противоположное мнение Осоргина: «простота письма есть единственный обязательный закон искусства» (Числа (Париж). 1931. Кн. 5. С. 283). Ср. в «Учителе музыки»: «И пусть Шестов <…> ходит на рэсэпсионы с "меблированными знаменитостями и разъезжает по всему свету на философские конгрессы, <…> а много ли и сколько наперечет знают его из "большинства", из "массы", из этих "всех" этого русского "стомиллионного" Парижа, имеющего безобидную наглость судить и о литературе – а то как же, всецветный, не поддающийся никаким дождям эмпермеабль и книга одно и то же! – и с судом которого по смыслу Осоргинской формулы "писать для читателя" следует писателю считаться?» (Учитель музыки-РК IX. С. 303).

638


    Главная Содержание Текст