КОММЕНТАРИИ

РОССИЯ В ПИСЬМЕНАХ

Гадальные карты

Впервые: Россия в письмах: Гадальные карты: Письмо волшебное // Аргус. 1916. № 6. С. 31‒39.

Прижизненные издания: РвП-1. С. 111‒121.

Автографы и авторизованные тексты: Алексей Ремизов. Гадальные карты Сведенборга. Коллаж, печ. текст, автограф. Б. д. // РГАЛИ. Ф. 420. Oп. 1. Ед. хр. 44. 38 л.

Текст первой публикации соответствует основному тексту в РвП-1. На с. 30, 32, 33, 37 помещены типографские воспроизведения реми-

749


зовских рисунков, изображающих 36 «карт Сведенборга». В архиве Ремизова в РГАЛИ сохранился сделанный писателем самодельный комплект «карт Сведенборга», состоящих из отдельных карточек. На одной стороне каждой карточки-коллажа ‒ вырезанное из журнала «Аргус» воспроизведение рисунка Ремизова, дополненного авторской рамкой, раскрашенной цветными карандашами; на другой (выборочно) ‒ рукописное толкование значения карты, соответствующее основному тексту.

750


С. 73. Карты Сведенборга ‒ приписываемый мистику Эммануилу Сведенборгу старинный пасьянс-гадание по 36 картам-картинкам, имеющим названия и соответствующее значение. Согласно одному из вариантов правил гадания, карты должны были быть нарисованы вручную, на них рукой должно быть написано их значение. На протяжении жизни Ремизов несколько раз по памяти рисовал полную колоду карт с целью гадания. Сохранилось несколько совпадающих друг с другом комплектов его рисунков (ИРЛИ. Ф. 256. Oп. 1. Ед. хр. 54. Л. 1‒11; РГАЛИ. Ф. 42. Oп. 1. Ед. хр. 44. 37 л.). См. также в книге

783


«Подстриженными глазами»: «Гадальные карты Сведенборга! Эммануил Сведенборг (1688‒1772) ‒ какое волшебное имя ‒ и с ним я родился. Я помню эти карты с первой памяти. <...> Подлинных карт я никогда не видел. Знаю обыкновенные игральные карты, на обороте рукою матери ясно и четко имена и значение. Но когда во время гаданья произносились имена, передо мной возникали живые образы: одни сулили удачу, другие грозят бедой, третьи предостерегали. Я "моими" глазами видел всех этих хамелеонов, волков, фазанов, тигров, астролога, водопад, арфу. И потом, когда прошли годы и годы, и все, кажется, забылось, так давно это было, вдруг я вспомнил эти карты. И рисую их, совсем не думая, как нарисуется, а только вспоминаю, как они легли на столе, голос матери и взлохмаченный у стола черный "гишпанец" ‒ его глаза, ожидающие решения. Так нарисовались эти мои карты Сведенборга ‒ "бесхитростного знаменования" (dessin іnconscient). Попробовал я нарисовать эти же самые карты, но думая только о рисунке. И вышло ‒ "прилично", но какая пустота и никакого волшебства. Да любой рисовальщик, не чета мне, сделает отчетливее, но и еще скучнее, и Сведенборгу никак не признать за свои карты: астролог будет со знаками зодиака, сфинкс с египетской фотографии, "гишпанец" ‒ тореадор из "Тореадора", "амазонка" ‒ знатная "леди" со старой гравюры, а звери и птицы ‒ смотри Зоологический атлас. Нагадала ли моя мать себе злую долю, она неохотно гадала, а себе никогда. <...> И вот что странно ‒ и это уж потом, когда нарисую эти волшебные карты ‒ вспоминая старину, на Святках для забавы около елки в свете свечей гадаю ‒ если по картам выходило плохо, я всегда вычитывал другое из "благоприятных"; а после проверю: да никакой беды не случилось, и все как по-моему вышло. <...> В дорогу или при решении и начале дела, появлялись у нас на кухне наши фабричные соседи погадать на Сведенборге. В самом имени Сведенборга, звучавшем как-то на русский лад, передавалась таинственность карт. Если мать уступала и раскладывала карты, я всегда был возле» (Иверень-РК VII. С.  19, 22).

С. 74. Толк ‒ зд.: значение, толкование.

Гишпанец ~ Амазонка... ‒ две главные карты в гадальной колоде. Обозначают, соответственно, мужчину и женщину, которым гадают.

784


 
    Главная Содержание Текст