КОММЕНТАРИИ


СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

РОЖДЕСТВО

Впервые опубликовано: Красный милиционер. 1921. № 1 (15). С. 13–14 (5-е в цикле «Шум города»).

Прижизненное издание: Шумы города. С. 32–36.

О творческой истории рассказа см.: Оказион-РК III. С647 (комм. Е. Р. Обатниной).

После публикации рассказа в «Красном милиционере» Ремизову передали из редакции письмо читательницы, которая обвинила писателя в том, что он исказил реальные факты. «Будучи случайной читательницей вашего журнала, я натолкнулась на статью "Рождество". Прочтя ее содержание, я пришла в ужас. Дело в том, что дом Комаровка, о котором шел рассказ, это дом моего рождения, в коем я жила 15 лет, и всех героев, указанных в рассказе, знаю, как себя самое. Но эпизодов, подобных описанию Р< емизова>, я не знаю: там в рассказе от начала до конца ложь». Ремизов воспроизвел текст письма в заметке«Винигредная ерунда» (впервые опубл.: Воля России (Прага). 1926. № 3 (курсив автора письма); см.: Взвихренная Русъ-РК V. С. 338–340).

 

С. 326. ...в Петербурге Комарова дом это единственный  Комаровка. От Невского два шагаа зайдешь с Миргородской... – Имеется в виду дом недалеко от Александро-Невской Лавры. Он был построен на участке, принадлежавшем отставному полковнику, журналисту Виссариону Виссарионовичу Комарову (1838–1907). С этим домом связано имя друга Ремизова Ивана Александровича Рязановского, который упоминается в рассказе (см. о нем: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 120–121; комм. А. Е. Парниса; см. также комм, к повести «Неуемный бубен» на с. 612 наст. изд.). В книге «Крашеные рылá» Ремизов писал, что

714


И. А. Рязановский жил «на углу Золотоношской и Тележной у Комарова в доме...» (Ремизов А. Крашеные рыла. Театр и книга. Берлин, 1922. С. 129). Золотоношская улица (ныне ул. Профессора Ивашенцова) отходит от Невского проспекта к Миргородской улице. Тележная улица (ранее Малая Невская ул.) идет параллельно Невскому проспекту. В указанном выше письме читательницы, которая жила в «доме Комарова», указан его адрес: «дом этот стоит на Золотоношской улице д. 30/4 , угол Тележной улицы». Дом не сохранился. На его месте в 1961 г. был построен пятиэтажный жилой дом.

С. 326. ...в Костромской Буй попал. Костромской Буй – уездный город в Костромской губернии, основанный в XVI в.

...а вверху над домом шпиль торчит, а на шпиле серебряное яблоко. – Ср. в книге «Крашеные рыла» о доме Комарова: «...на котором доме шпиль, на шпиле серебряное яблоко...» (Ремизов А. Крашеные рыла. С. 129).

...всякому шурыжнику рады. – Шурыжник – производное от шурыга, что в некоторых говорах означало непутевого человека, мошенника.

С. 327. ...архивариус, который теперь под самим Щеголевым в Сенате сидит... – Имеется в виду А. С. Рязановский, в 1918–1920 гг. служивший архивариусом в Петроградском историко-революционном архиве, располагавшемся в здании Сената (Сенатская пл., д. 1). Управляющим этим архивом с 1918 г. был известный историк и архивист, друг Ремизова Павел Елисеевич Щеголев (1877–1931).

...приподнять свою халдейскую шапку... – Халдейский – загадочный, непонятный. Халдеями в древности называли жрецов и магов, астрологов. На Руси так именовали, в частности, шутов и скоморохов, которые наряжались в восточные одежды.

...жуя маковник медовый. – Имеется в виду маковый пирог, который обычно готовили на Медовый Спас (14 августа); для него использовались мед и мак.

...Агафьи Петровны, иоанитки. – Иоанниты – секта хлыстовского толка, образовавшаяся в России в нач. XX в. в среде фанатичных последователей митрофорного протоиерея, настоятеля Андреевского собора в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии Иоанна Кронштадтского (в миру И. И. Сергиев; 1829–1908). Канонизирован в лике святых Русской Православной Церковью за границей 19 октября (1 ноября) 1964 г., Русской Православной Церковью – 8 июня 1990 г. как святой праведный Иоанн Кронштадтский. Иоанниты почитали о. Иоанна как сошедшего на землю Спасителя. Сам Иоанн Кронштадтский старался противодействовать их еретической деятельности. Иоанниты, в частности, проповедовали учение о конце света. Главным образом секту составляли женщины, иоаннитки. Центром

715


секты сначала был Кронштадт, а затем Ораниенбаум (ныне Ломоносов).

С. 327. ...поблескивая золотым своим картузом позументным... – Картуз – мужской головной убор, фуражка с козырьком. Позумент – деталь украшения одежды, головного убора, мягкой мебели; золотая, серебряная или медная тесьма; золототканая лента, оторочка.

С. 329. ...прошел Михайлов день... – Имеется в виду православный праздник в честь архангела Михаила, который особо почитается как архистратиг, т. е. небесный вождь в борьбе ангелов с дьяволом, злом и ересями. В просторечии – Михайлов день. Отмечается 8 (21) ноября.

...прошло заговенье...  Заговенье – в православной традиции название последнего дня перед постом.

И когда в сочельник зажглась звезда... склонилась перед младенцемкак волхвыкак пастухи... – Подразумеваются евангельские мотивы и образы, связанные с рождением Иисуса Христа: появившаяся на небе вифлеемская звезда, которая привела с Востока царей-волхвов с дарами, пастухи, пришедшие поклониться Младенцу (Мф 2:7–10; Лк 2:8–20).

...как вол и конь... – Мифические вол и конь не упоминаются в Евангелии. Они фигурируют также в рассказе Ремизова «Рождество» (Путь. 1927. № 6. С. 4).

...спец-мощевик... – Мощевик – емкость для хранения частиц мощей. В данном контексте, возможно, священник, отвечающий за сохранность частиц мощей.

716


 
Главная Содержание К тексту