КОММЕНТАРИИ


СОВРЕМЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ

ИСКРЫ

       Впервые опубликовано: Шумы города. С. 13–14. Прижизненное издание: Взвихренная Русь. С.  238–239.

С. 312. Тяжко на разоренной земле. Родина моя! Душа изболела. – Ср. запись в дневнике от 16–20 мая 1917 г.: «Все эти дни в тревоге и заботах. А что бывает на святой Руси – смутно на душе за нее и больно» (Взвихренная Русь-РК V. С436).

Если бы были такие могилыкуда бы клали живых, – я бы лег. – Ср. дневниковую запись от 8 апреля 1917 г.: «Нет таких могил, ч< то> б< ы> живых клали, а то бы лег» (Там же. С. 434).

Душа не острупелая... – Острупелая – покрытая струпьями, то есть сухими корками, образованными на ранах, ожогах свернувшейся кровью.

..хочет воплотить не бывшее... – Ср. в стих. Блока «О, я хочу безумно жить...» (1914): «Несбывшееся – воплотить!»

...как плясица-птица...  Плясица – то же, что плясунья.

 

I. Рука Крестителева

      Впервые опубликовано: Новый вечерний час. 1917. № 2. 30 дек. Прижизненные издания: Шумы города. С. 15–16; Взвихренная Русь. С. 239–241 .

710


С. 313. Как-то до Николы еще... – Церковный праздник Святителя Николая Чудотворца, Николин день, отмечается 22 мая (Никола Вешний) и 19 декабря (Никола Зимний).

...рука-то Предтечи в Зимнем дворце у нас... Вот какой долгий путь до Невы-реки. Антиохия – город в римской провинции Сирия (на территории современной Турции). Четвертый по величине город Римской империи. В IV–VII вв. входил в состав Византии. Согласно некоторым древним церковным источникам, в Антиохии родился евангелист Лука. Самария – историческая область Израиля, названная по одноименному городу. В Новом Завете – это область самарян, которая вместе с Иудеей и Галилеей образовала римскую провинцию Палестина. По преданию, Лука взял в Антиохию частицу мощей Иоанна Предтечи – его правую руку (десницу), крестившую Христа. Потом она была перевезена в Константинополь (Царьград). 12 (25) октября 1799 г. нетленная рука была преподнесена Павлу I рыцарями Мальтийского ордена в Приоратском дворце Гатчины. Хранилась в соборе Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) в Петербурге. В 1918 г. реликвия была вывезена из России. Ныне десница Иоанна Крестителя хранится в церкви Рождества Богородицы Цетинского монастыря (Черногория).

...когда велел Юлиан тело сжечь Крестителево... – По преданию, римский император Юлиан Отступник приказал сжечь тело Иоанна Предтечи, лишенное головы и правой руки.

 

II. Святой ковчежец

Впервые опубликовано: Новый вечерний час. 1917. № 2. 30 дек. (под загл. «Свет во тьме светит»).

Прижизненные издания: Шумы города. С. 17–18; Взвихренная Русь. С. 241–243.

С. 314. Святой ковчежец – маленький ящик или ларец для хранения религиозных реликвий, чаще всего мощей святых.

...начнет турусы свои. – Турусы – пустые разговоры, болтовня.

...разве на Смоленское. – Имеется в виду Смоленское кладбище в Петербурге, расположенное на Васильевском острове возле реки Смоленки.

....возвращаясь из Озерков... – Озерки – исторический район на севере С.-Петербурга. Одноименная железнодорожная станция находится на участке С.-Петербург – Выборг.

...вознесен был на руки спутали с кем-то из эмигрантоввозвращавшихся с тем же поездом из-за заграницы. – Ср. сходный эпизод в цикле «Всеобщее восстание»: «В Турке опознан был известный Барладьан Алексей Георгиевич, которого ожидали из Женевы. Турку вытащили из вагона <...> и на руках понесли через весь вокзал к автомо-

711


билю, окруженному сочувствующей толпой» (Эпопея. 1922. № 2. Сент. С. 88).

С. 314. ...и бородка Зайцева. – Намек на сходство с внешностью писателя Б. К. Зайцева (1881–1972).

С. 315. ...в великую пятницу... – Великая пятница (также Страстная пятница) – пятница Страстной недели (Страстной седмицы), посвященная памяти о распятии и погребении Христа; день строжайшего поста.

 

III. Белое сердце

Впервые опубликовано: Новый вечерний час. 1918. № 25. 16 (3) февр. (с подзаголовком «Современная легенда»).

Прижизненные издания: Шумы города. С. 19–23; Взвихренная Русь. С. 243–247.

С. 316. ...стояли мы на углу 9 -й линии... – Имеется в виду 9-я линия Васильевского острова в Петербурге. Ремизов с 1917 г. жил по адресу: 14-я линия, д. 31.

...а бабушке путь в Новую деревню. – Новая деревня – местность в северо-западной части Петербурга, на правом берегу Большой Невки, напротив Каменного острова. О «бабушке» на шмуцтитуле книги «Шумы города», подаренной С. П. Ремизовой-Довгелло, Ремизов надписал: «...а белая бабушка с твоих слов, ну вот, деточка – пасмурный нынче день, к< а> к осенний...» (Волшебный мир Алексея Ремизова. С. 21).

С. 317. ...под Ковно. – Ковно (ныне Каунас) – второй по величине город в Литве. С 1842 по 1917 г. был центром Ковенской губернии Российской империи.

С. 318–319. ...одна женщина в Москве сон видела. в одной руке – скипетрв другой земля. – Саваоф – одно из библейских наименований Бога. Коломенское – подмосковное село на реке Москве к югу от Москвы; царская резиденция. В Коломенском находится церковь Вознесения Господня, воздвигнутая, по легенде, в честь рождения Ивана IV Грозного, наследника Василия III (освящена в 1532 г.). Ремизов излагает историю, связанную с чудесным явлением иконы Божией Матери, случившимся в день 2 (15) марта 1917 г., когда царь отрекся от престола. Накануне, в феврале, крестьянка Евдокия Адрианова из подмосковной деревни Починок Бронницкого уезда увидела два необычных сна. В первом она услышала голос, возвещавший о том, что в Коломенском храме есть большая черная икона. Через несколько дней она увидела во втором сне белую церковь и восседавшую в ней Пресвятую Богородицу. Она отправилась в Коломенскую церковь. Священник Николай Лихачев помогал ей в поисках чудесного образа. Они нашли большую, почерневшую от пыли икону Богоматери, озна-

712


чавшую, что власть в России перешла в руки Царицы Небесной. К чудотворному образу стекались толпы богомольцев. Икона Божией Матери «Державная», созданная в конце XVIII в., находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля; во время войны 1812 г. была вывезена в Коломенское. Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) 13 октября 1917 г. послал донесение Святейшему Синоду об обретении 2 марта 1917 г. иконы «Державная». Подробнее об этом знаменательном событии и связанных с ним документах см.: Душеполезный собеседник. 1917. Октябрь. С. 314–315; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году / Сост. М. А. Бабкина. М., 2006. С. 418–422. С 1990 г. икона находится в церкви Казанской Божией Матери в Коломенском.

С. 319. ...тихий свет веры уверенной. – Возможно, подразумевается древнее христианское песнопение «Свете тихий», прославляющее Иисуса Христа.

713


 
Главная Содержание К тексту