ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ |
Ладан херувимский |
Сам Огорелышев Арсений Николаевич втайне смотрел на Боголюбовского старца о. Глеба просто-напросто как на одного из тунеядцев, наполнявших монастыри, выделяя его из других лишь по уму и ловкости. Ни в какие заклинания старца Арсений не верил, и все грозные молитвы его и исцеления, следовавшие за отчитыванием, считал или надувательством или самообманом. Что уж говорить: если бы все монастыри и церкви вдруг провалились сквозь землю, Арсений пожалел бы только о крепких стенах и о самом монастырском церковном здании, которое всегда
|
112
|
можно было бы перестроить для каких-нибудь торгово-промышленных целей, использовать для дела, да еще пожалел бы с т и л ь – старину. Единственным развлечением Арсения, кроме шашек, игру в которые он ставил куда выше и хитрее всяких других игр, была для него археология, и среди ученых он слыл большим знатоком, а Огорелышевская библиотека была редким древлехранилищем.
Но Арсений слыл столпом, и хоть, в сущности, кроме своего дела ему на все было наплевать – ни Бога, ни черта, ничего, – он все исполнял, чтобы с виду казаться, для кого это надо было, простым русским человеком – купцом: он и причащался для приличия, и ко всенощной забегал. И когда в его присутствии позволяли себе неуважительно отзываться о церкви, бывала большая перепалка: он не допускал никаких суждений, кроме принятых, и во всяком отклонении видел подрывание основ.
У Финогеновых знали старца как угодника и целителя. Когда-то Прасковья водила к нему Женю и брала запойную молитву для своего сына – полового Мити, и кормилица Жени, порченая Катерина – О к о л е л а я л о ш а д к а, изредка заходившая к Финогеновым, не раз бывала на заклинательной молитве у старца и после в кухне много рассказывала о нем чудесного. Но Финогеновы избегали о. Глеба, он им представлялся одной из огорелышевских основ, которыми все уши прожужжали им и в гимназии и всякий раз при огорелышевских проборках и острастках. И когда, после изгнания из монастыря остриженного о. Алипия, старец пожелал познакомиться с Финогеновыми, они уперлись и слышать ничего не хотели, и только потом уже согласились, но чтобы непременно с о. Гавриилом.
В монастырь Финогеновы пришли после обеда и прямо к о. Гавриилу в келью, и не заметили, как пролетел день.
Утром к о. Гавриилу приехал канонарх из Лавры Яшка – С л о н и, нахлеставшись именинной перцовкой, валялся за занавеской.
– Низкая душа, – таинственно рассказывал о. Гавриил о своем госте, – отпущено ему. Богом сверх всякой меры, хобот уму непостижимо, вершков не хватает, от обера, душечка, есть воспрещение ему сноситься.
|
113
|
Конечно, сейчас же все было сосредоточено на спящем канонархе, которому отпущено Богом сверх всякой меры: Финогеновым надо было, во что бы то ни стало, добраться до канонарховых вершков и все увидеть собственными глазами. И вот с помощью о. Гавриила стащили со С л о н а подрясник, и началась р а з б о р к а п л а н о в, как любил выражаться сам о. Гавриил.
Сонный Слон визжал, григотал, захлебывался, и, наконец, совсем протрезвился, открыл глаза и сконфузился.
– Низкая душа, – бормотал запыхавшийся о. Гавриил, – деточкам в удовольствие, а ты брыкаешься!
Так весь день и провозились с канонархом. И ушел канонарх от о. Гавриила, стало солнце садиться, вдруг спохватились: пора уж было идти к старцу знакомиться. А страсть не хотелось идти после веселого канонарха.
И вот вошли они в белую башенку. Гомон на угомон шел. На узенькой темной лестнице, казалось, уж поджидала ночь, чтобы выйти на волю.
Вошли Финогеновы в келью, скорчившись, дикими, голоса потеряли. Молча подошли они под благословение. Молча благословил их старец, благословил и засуетился, будто и оробел не меньше.
О. Гавриил скрылся в соседнюю комнату, самовар ставить. И наступило тяжкое молчание. Никто не решался сесть, и старец стоял. Никто не сказал ни единого слова.
Тесная келья словно наполнилась какими-то отчуждающими призраками. Тесная келья-пустыня: не отзовется, не спросит.
– Батюшка! – просунулось в дверь красное, сияющее лицо о. Гавриила, – батюшка, о. Глеб! да самовар-то у вас, батюшка, с течью!
– Тащи свой! – замахал старец на о. Гавриила, – тащи, скорей, свой пузатый!
И почему-то слова старца показались такими смешными, сам старец таким обыкновенным и вовсе не страшным, и стало легко, будто давно и близко знали они старца, пуд соли с ним съели, как с о. Гавриилом, в баню с ним ходили. И что-то верное прошло и согрело келью.
Не дичась, пошли Финогеновы ходить по келье, пошли
|
114
|
копаться в книгах, трогать все, что ни попадет под руку. Залезли на решетчатое окно, заспорили:
– Нет, вон он Чугунный завод! – показывал Саша.
– А вон наша фабрика, а там бани! – стоял на своем Коля.
Старец сидел в кресле и о чем-то думал. Финогеновы его не замечали; да он был для них теперь обыкновенным, нестрашным, своим, как о. Гавриил.
И когда о. Гавриил с своим пузатым самоваром, пыхтя и отдуваясь, наполнил келью, и Финогеновы закрыли грудью весь стол, прощальный густой луч солнца ударил прямо в окно башенки.
– И ему на покой надо, и ему ночь ночевать положено, ему, бесприютному, отдающему кровь и сердце свое. Так-то, лучи вы мои красные! – промолвил старец, и на месте багровых темных ям его засветились тихие глаза, перегорюнившиеся.
И опять беспечность исчезла куда-то. Финогеновы, сопя и кроша, отхлебывали свои стаканы и обжигались: почему-то вспомнился им остриженный о. Алипий, из-за стрижки выгнанный из монастыря.
«Обидели мы его, – пронеслось у каждого, – и за что?»
И стало неловко каждому, словно впервые во все глаза увидели они так ясно свою злую шутку. Когда сегодня у С л о н а они р а з б и р а л и п л а н ы, это ничего. С л о н у было даже приятно, а когда стригли они о. Алипия, и на другой день его из монастыря Х р и п у н погнал, это совсем не то. И стало сердце полно горечью, и сожаление и страх непоправимого смешались с горечью.
– Да, – задумался старец, – горько мне порой, так горько...
Женя тихо заплакал.
– Отец-то Алипий где теперь? – обратился старец к о. Гавриилу.
Женя тихо плакал.
– В Андреевский, батюшка, в Андреевский определился. Намедни, батюшка, Алипка у Мишки, у Ш а г а л ы в гостях был, говорит, богатейший монастырь, процентов,
|
115
|
говорит, куда больше! Спервоначала-то Алипка в кутузку попал, неделю высидел. Не признают за монаха: «Какой ты, говорят, монах, ты фокусник, гвозди через нос пропускаешь!» Сам Алипка Мишке рассказывал. Ну, а как подрастать борода стала, видят, что монах настоящий, обрадовались и выпустили на волю. Процентов, говорит, куда больше, и халтура ежевременная! – распространялся о. Гавриил, но уж старец его не слушал.
Старец спросил Сашу о Вареньке.
– Ничего, – ответил Саша, ответил не сразу затихшим голосом, – иногда... – он хотел сказать: пьет, но спохватился, – ничего... хворает.
Финогеновы уткнулись в стаканы, им было неловко, что старец знает о матери.
Старец вдруг перекрестился, и уж совсем по-другому спросил о гимназии: кто в каком классе?
– Я в пятом!
– А я в четвертом!
– А мы в третьем! и не в гимназии, а в коммерческом! – за себя и за Женю ответил Коля.
И опять стало по-прежнему легко и, перебивая друг друга, начали они рассказывать, как там, у них в училище.
– А у нас в гимназии был учитель математики Сергей Александрович – К о з е л, – засмеялся о. Глеб.
– А у нас Сыч! – А у нас А п т е к а р ь ! – А у нас С т е к о л ь щ и к! – А у нас К л ю к в а! – наперерыв заговорили Финогеновы, и от учителей перешли к отметкам, к плутням своим и, конечно, заспорили-подрались.
И было так, будто не в келье схимника-старца, изгоняющего бесов, а в училище, в своем излюбленном месте – в уборной шумели они за переменой, только куда здесь было вольнее: не остановит звонок, не поймает надзиратель.
Дохнул уж синий влажный вечер в раскрытое окно белой башенки, и упившийся чаем о. Гавриил не выдержал и храпеть стал.
А Финогеновы все говорили, все рассказывали, как никогда еще и никому не рассказывали, доверчиво, от полного сердца.
|
116
|
И ночь, забившаяся на день в углы темной узкой лестницы, спустилась с лестницы, и пошла из башенки по кладбищу, по крестам, по могильным плитам, и дальше за ограду, в город, и за город в поле...
– Ну, спите-ка хорошенько, – прощался старец, – сердечки-то у вас хорошие... не согретые...
– Ладан херувимский, ладан херувимский! – лепетал со сна о. Гавриил и торопился: ему еще требник надо читать, он очередной, завтра ему обедню служить, – у меня, у меня, батюшка, деточки у меня заночуют.
И когда, расстелившись в келье у о. Гавриила, Финогеновы проболтали и прохохотали долгий час о всяких п у ч к а х и в е р ш к а х, подошел к их изголовью тихий сон, сама Пасха пришла и дохнула теплом в несогретое сердце и стала тихо греть, отогревать его, несогретое.
А в белой башне не потухал, горел огонек: там старец всю ночь молился о мире недольного мира, за всю землю.
– Господи, подуй, подуй, Господи, святым духом на землю!
|
117
|
|
|
|
|
Комментарии |
С. 112. ...грозные молитвы его и исцеления ∞ считал ∞ надувательством». – Ср. в «Петре и Алексее»: «Начался один из тех разговоров, которые так любил Петр – о всяких ложных чудесах и знамениях, о плутовстве монахов, кликуш, бесноватых, юродивых, о бабьих баснях и мужичьих забобонах длинных бород», то есть о суевериях русских попов. Еще раз должен был прослушать Алексей все эти давно известные и опостылевшие рассказы...» (М е р е ж к о в с к и й 4. С. 46–47). ↑
|
С. 113. ...использовать для дела... – Ср. в «Петре и Алексее» запись в дневнике царевича: «Монашество искоренить желают. Готовят указ, дабы отныне впредь никого не постригать, а на убылые места в монастыри определять, отставных солдат» (М е р е ж к о в с к и й 4. С. 167; см. также с. 182). ↑ |
550
_______________________________________ |
...и хитрее всяких других игр... – Пристрастие к игре в шашки – устойчивая деталь образа Петра I в русской литературе, начиная с Пушкина. См., например, в «Арапе Петра Великого»: «Государь был в другой комнате. Корсаков, желая показаться, насилу мог туда пробиться... <...> За одним из столов Петр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером» (П у ш к и н А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1949. Т. 6. С. 30; ср.: М е р е ж к о в с к и й 4. С. 180). ↑ |
С. 113. ...была для него археология... – Ср. о Н. А. Найденове: «Финансовые комитеты и комиссии, где он председательствовал, не мешали ему заниматься любимой историей и археологией» (Иверень. С.4 0; см. также: Б у р ы ш к и н П. А. Москва купеческая. М., 1991. С. 116–117). ↑
...видел подрывание основ. – Ср. с отношением к религии и церкви Петра I в изображении Мережковского, – см., например, ответ царя на «афеистические» суждения своих сподвижников: «– Ну, будет врать! – заключил Петр, вставая. – Кто в Бога не верует, тот сумасшедший, либо с природы дурак. Зрячий Творца по творениям должен познать. А безбожники наносят вред государству и никак не должны быть в оном терпимы, поелику основание законов, на коих утверждаются клятва и присяга властям, подрывают» (М е р е ж к о в с к и й 4. С. 169; см. также с. 132). ↑
Угодник – святой, угодивший Богу человек. ↑
...Катерина-Околелая лошадка... – поминая в кн. «Подстриженными глазами» своего брата Виктора, Ремизов вспоминает также «о его кормилице, длинной и ноющей Катерине с прозвищем "околелая лошадка"» (С. 232). ↑
Канонарх – монах-регент; при пении на оба клироса он объявляет глас, а затем слова канона. ↑
...валялся за занавеской. – Ср.: «Однажды после обедни мы зашли к о. Михею, а у него случился желанный гость, лаврский канонарх Яшка, для "препровождения" времени Яшка дернул стакан "фуфырки" <...> Я на канонарха смотрел как и без фуфырки превращавшегося во время пения во что-то нечеловеческое <...>» (Подстриженными глазами. С. 215; см. также с. 133). ↑
Обер (ober, нем.) – главный, старший. ↑
|
С. 117. Херувимский – от херувим, один из высших ангельских чинов. ↑
Требник – богослужебная книга с текстами треб, служб, совершаемых не в определенное время, а по просьбам прихожан. ↑
|
551
_______________________________________ |
|
|
|
|