© Е.Р. Обатнина, © Е.Е. Вахненко

Хроника жизни и творчества А.М. Ремизова

1933


Адрес: I3 bis Av. J.B. Clément Boulogne s/Seine, Paris;  7, Rue Boileau, Paris XV; Kerbellec. Le Clion s/mer (дом mme Floury); Bourbon-Lancy (Saône et Loire; пансион Mme  Sèchaat)


Круг общения, переписка: Л.И. Шестов, М.А. Осоргин, И. Северянин, Н.В. Зарецкий, Б.Б. Сосинский, Д.Г. Резников, В.А. Мамченко, А.В. Оболенский, Н.А. Оцуп, М.Г. Горлин, И.Н. Голенищев-Кутузов, А.В. Бахрах, А.Л. Бем, К.В. Мочульский, В.Н. Унковский, М.Л. Слоним, В.В. Перемиловский, P. Pascal, H. Pernot-Feldmann, G. Reavey, J. Chuzeville, R. Vivier


Творческая работа: «Учитель музыки», четвертая часть романа «Оля» (гл. «Голова львова»), первые фрагменты романа «Подстриженными глазами», очерки о Тургеневе и Иване Федорове; 31 рукописный альбом с автоиллюстрациями к собственным произведениям [Авторский список рисунков, 1935, 200–201]


 

Январь – Февраль – в первом номере нового журнала «Литературный современник», печатном органе Ленинградского отделения Союза писателей СССР, опубликованы письма А.М. Горького  А.М. Ремизову (1902–1905) (Публ. и послесл. Г.Г. (М.Э. Козаков)

Январь, 8 – с письмом В.В. Рудневу Р. пересылает список своих иллюстрированных альбомов, созданных в 1932–1933 гг., с просьбой: «Приютите! Когда-нибудь для историков будет любопытно. Всего сделал 20 альбомов. Буду продолжать с числом и годом» [«Современные записки», Т. 4, 2014, 498]. Перечень, отправленный Рудневу, включен в позднейший список: см. также: Авторский список рисунков, 1935


Февраль, 4 – Г.Ф. Слиозберг в письме благодарит Р.-ва  за подарок к  с 70-летию, переданный ему  во время тождественного собрания в честь его юбилея. По словам юбиляра, подношение писателя представляет собой  не только «плод таланта литературного, но и художественного» [Amherst]

Февраль, 5 – ленинградская «Вечерняя красная газета» опубликовала интервью с сотрудником ГПБ под названием «Новые документы из литературных архивов», в которой сообщалось: «В рукописном отделе Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина впервые разобран ряд литературных архивов. Большой интерес представляет обширный архив А.М. Ремизова, оставленный в библиотеке в 1919 году белоэмигрантом Философовым. Эта часть архива охватывает 1902–1912 годы (другая часть архива – 1912–1921 годы находится в Пушкинском доме). В документах Ремизова найдены интересные письма М. Горького, А. Блока, много писем Брюсова, Бальмонта, Мережковского, Гиппиус, Леонида Андреева и других представителей русской литературы начала века.
Среди архива Ремизова обнаружен и ряд материалов и документов Зинаиды Гиппиус, очевидно, спрятанный здесь тем же Философовым. В частности, найдены черновики письма о заговоре Корнилова, дающие данные об участии З. Гиппиус в Корниловском мятеже. Найдены и дневники З. Гиппиус.
В архиве З. Гиппиус, в свою очередь, обнаружены литературные материалы Ропшина-Савинкова <...>. В настоящее время, – сообщил нашему сотруднику тов. Г. Горбачев, работающий над вновь найденными материалами, – Публичная библиотека принимает меры к опубликованию наиболее интересных документов. Они будут опубликованы, как в литературных журналах, так и отдельными сборниками. В будущем предполагается издание специальных научных бюллетеней библиотеки.
Надо указать, что на полках хранилищ рукописного отделения Публичной библиотеки находится еще много не разобранных архивов» (№ 30. С. 3). 11 февраля заметка была перепечатана парижскими «Последними новостями» (1933. № 4343. С. 2)

Февраль, 21 – от Б. Пэрса (B. Pares), профессора и директора Школы Славянских исследований при Королевском колледже Лондонского университета Пен-клуба, получен официальный отказ  на заявление Р.-ва, отправленное 9 февраля, о получении финансовой поддержки [Amherst]


Март, 31 – в отеле «Лютеция» состоялся ежегодный вечер чтения Р.-ва. Писатель прочел в первом отделении фрагменты неопубликованной прозы (в частности,  рассказы из романа «Учитель музыки»), а во втором – фрагменты сочинений Лескова, Писемского, Гоголя. На вечере были представлены 40 рукописных альбомов и отдельных рисунков писателя, созданных по произведениям Лескова и Писемского


Апрель, 18 –  Е.В. Бакунина прислала Р.-ву свою книгу «Письма Достоевского»


Май – в ленинградском журнале «Литературный современник» (№ 5) опубликованы письма Александра Блока к А. Ремизову и П.И. Карпову (Публ. и вступ. ст. Г.Е. Горбачева; коммент. С.А. Рейсера)

Май, 14 – Зарецкий из Праги присылает Р.-ву письмо с дружеской рекомендацией своего товарища М. Горлина, только что переехавшего жить из Берлина в Париж: «Дорогой Алексей Михайлович, позвольте представить Вам моего юного друга, поэта и историка литературы, Д-ра Горлина  Михаила Генриховича и ко всему еще хорошего человека, чьи добрые чувства испытывались за тяжкие годы моего берлинского бытия. Перенесите хоть частицу Вашего ко мне расположения на этого милого человека, чем доставите мне большую радость. В наше паскудное "время" такие люди как Михаил Генрихович – редкость. Душевно Вам преданный Н. Зарецкий» [Amherst]

Май, 16 – Р. выступил на вечере Кружка русско-еврейской интеллигенции (Café, ru de la Paix), посвященном теме: «События в Германии, гонения на евреев». В вечере принимали участие: Н.Д. Авксентьев, Н.А. Бердяев, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн

Май, 18 – в письме З. Шаховской Р. сообщает о состоянии И.А. Болдырева (Шкотта), совершившего накануне попытку самоубийства: «Надеются отходить. (Лежит в госп. Кошан). Что была за ночь, еще не знаем. Не мытьем, так катаньем, но это наша общая участь. Нет денег» [Письма А.М. и С.П. Ремизовых, 1975, 135]

Май, 19 – скончался И.А. Болдырев (Шкотт), Памяти молодого писателя Р. посвятил очерк «Над могилой Болдырева-Шкотта, 1903–1933» (Последние новости. 1933. 1 июня. № 4453. С. 3)

Май, 21 – на литературном вечере, организованном Союзом русских писателей и журналистов к 50-летию кончины И.С. Тургенева, Р.  выступил со вступительным словом (другой докладчик Б.К. Зайцев), а также читал «Живые мощи». В программе с чтением произведений классика русской литературы приняли участие кн. С.М. Волконский, Н.Н. Берберова, также прочитаны были доклады и сообщения И.Д. Сургучева. Ю.Л. Сазоновой и К.Д. Бальмонта.

Май, 27   – Р. в письме Зарецкому сообщил о прошедшем недавно «Тургеневском вечере» в редакции журнала «Числа», для которого он  готовил очерк «Пятидесятилетие со смерти Тургенева: Тургенев–сновидец. 28.10.1818–22.VIII.1883» (опубл.: Числа. 1933. Кн. 9). Однако, за отсутствием времени писатель остановился на чтении рассказа «Живые мощи»

Май, 28 – Р. и С.П. Ремизова-Довгелло были на похоронах и отпевании Болдырева (Шкотта). Из письма Р.-ва, отправленного  З. Шаховской на следующий день: «Отпевал его о. Флоровский очень хорошо, так что терялось и то, что только 2 человека пело. Вчера начали и кончили его отпевание пением "Христос Воскресе", – и это напоминало, что смерти нет. Потом отвезли его на кладбище Thiais, где и похоронили. Был ясный день и небо голубое. Народу было немного, в церкви человек 30 и на кладбище – 10, кладбище очень далеко. Но цветов было много. О письмах, оставшихся после него, я выясню через несколько дней (много путаницы из-за того, что никаких родственников и много формальностей)…» [Письма А.М. и С.П. Ремизовых, 1975, 135–136]


Июнь, 15 – Зарецкий из Праги сообщил, что выставка «Рисунки русских писателей», которую он начал собирать летом 1932 г., «может быть открыта 15 сентября. Это уже твердо. <…>. У меня все готово. Даже каталог (единственный экземпляр, иллюстрированный)» [Amherst]. Упоминание об открытии выставки в сентябре проникло также хронику литературно-художественной жизни русского зарубежья, опубликованную   в девятой книге журнала «Числа» (согласно редакционной помете  номер авшел из печати в мае 1933 г.). Здесь появился ремизовский очерк, подписанный псевдонимом  Василий Куковников, «Рукописи и рисунки Ремизова». Ср.: «В сентябре этого года в Праге на выставке писателей, организуемой Н.В. Зарецким, будут показаны до 1000 рисунков и отдельные альбомы Ремизова: "Сны Тургенева", "Видения Гоголя", "Из Достоевского", "Из Лескова", "Из Писемского", «Бесноватая Соломония", «Взвихренная Русь», «Посолонь», и портреты современников – писателей, художников и музыкантов…» [Числа. 1933. Кн. 9. С. 194]. Однако предполагаемые сроки открытия выставки были сорваны. См. Декабрь, 2.


Июль–Август, не позднее 4-го – Р.-вы отдыхают в Бретани (Kerbellec. Le Clion s/mer) в доме их старинной знакомой mme Fleury

Июль, 15 – Р.-вы вынуждены покинуть квартиру  на  аv. J.B. Clément по требованию хозяйки. Лето они проводят, снимая временное жилье вне Парижа. В связи с бедственным положением писатель пытается изыскать денежные средства. В частности, в письме к библиотекарю Института Восточных языков он интересовался, возможно, подразумевая редактируемый его корреспондентом «Вестник гвардейского объединения»: «Остается так мало дней до нашего пропада. Есть ли какое решение о моем рассказе: если его принимают, мне необходимо немедленно сто франков, а другие сто, когда выйдет. Поговорите и известите до 15го.  15го должны очистить квартиру» [Lettres d'Aleksej Remizov à Vladimir Butčik, 1981, 298]

Июль, 25 – редактор парижского журнала «Театр и жизнь» А.И. Филиппов объявляет о намерении дирекции труппы «Русского балета» обратиться к писателю с заказом либретто для спектакля по мотивам русских былин


Август, 9 – М. Горлин в письме сообщает, что работает над статьей о Р.-ве по заказу немецкого журнала «Osteuropa», в частности, заметив:  «Надеюсь, что статья моя о Вас сослужит и Вам некоторую службу; немцы, одуревшие было от стопроцентной советской литературы типа "Цемента", вспомнят, что есть в современной русской словесности и более достойные явления; впрочем, конечно, не следует преувеличивать роль статей вообще, а уж моих-то, почти что безымянных, особенно». [Across Borders, 2018, 436]. Вскоре публикация состоялась: Gorlin Michael. «Alexej Remisow» (Osteuropa. Zeitschrift für die gesamten Fragen des europäischen Ostens. 9. Jg. (1933/1934). S. 333–343)

Август, 10 – заведующий редакцией газеты «Последние новости» И.П.  Демидов вернул с письмом рассказ «Две волны», не принятый к печати, сообщив, тем не менее, что «два  другие отрывка приняты и сданы в печать» [Amherst]

Август, 15 – Р. откликается на идею Зарецкого поставить в Праге спектакль (в собственном оформлении и режиссуре) по драме «Царь Максимилиан». В своих письмах писатель дает содержательные рекомендации к воплощению отдельных образов и сценических решений [Морковин, 1969, 184–185]


Сентябрь, не позднее 4-го – Сентябрь, 22 – Р.-вы находятся в курортном городке Bourbon-Lancy. Ср., в частности, об обстоятельствах  сентября и первой половины октября: «С булонской квартиры нас выгнали, а выехать мы не могли: надо было уплатить налог. Денег не было… И началось лето без квартиры, со случайными пристанищами. К кому я только не обращался, прося денег! Кое-как с чемоданами удалось перебраться на океан [в Бретань], там прожили лето в долг и к первому октября вернулись, но не в Булонь, а в Париж. Нашлась квартира на улице Буало» [Кодрянская, 1959, 63].


Октябрь, 8 – в письме А.Л. Бему Р., описывая тяжелое положение, сложившееся в связи с высокой конкуренцией и недостаточностью периодических изданий в Париже, сообщал о судьбе своих произведений большой формы: «На издание книг нет никакой надежды.  IV часть "Оли" печатаю в отрывках, вырезаю из газеты, – так составляется книга в одном экземпляре. Не могу еще устроить несколько глав из Корнетова (Учитель музыки), чтобы составить книгу в единств<енном> экз<емпляре> часть I. Предполагается 5» [А.Л. Бем в письмах и документах, 2008, 378]

Октябрь, 15 – переезд на новую квартиру в 16 округ Парижа: 7, Rue Boileau, Paris XVI

Октябрь, 30 – И. Северянин в частном письме пригласил Р.-ва к сотрудничеству в новом двухнедельном журнале «Золотой петушок», готовящемся к выпуску в Кишиневе в конце ноября


Ноябрь, около 11-го – З.Н. Гиппиус в письме С.П. Ремизовой-Довгелло писала об общем положении писателей в Париже: «Милая Серафима Павловна, очень рада была вашему письмецу. Я тоже часто думала о вас и слышала, как трудно вам и Ал<ексею> Мих<айловичу>. Знаете ли, что и нам тоже так плохо, как никогда и не было, и все хуже…» [Письма З.Н. Гиппиус, 2021, 487]

Ноябрь, 16 – Р. принимает участие в заседании Религиозно-философской академии, на котором Л. Шестов прочел доклад «Религиозно-философские идеи Кьеркегора». В прениях выступили: Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Г.В. Флоровский, А.М. Лазарев, Б.Ф. Шлецер). Денежный сбор от этого научного мероприятия был негласно определен участниками в пользу Р.-ва


Декабрь, 2 – в Народном музее Праги открылась выставка «Рисунки русских писателей», организованная художником Н.В. Зарецким, на которой в персональном разделе было представлено графическое искусство Р.-ва в разнообразных жанрах (общим количеством 851 лл.). Символически связав долгожданный вернисаж с одним из чудес Николая Чудотворца, Ремизов условно ассоциировал этот день с Днем Николы Зимнего (6(19) декабря). Ср. его очерк, опубликованный под псевдонимом Василий Куковников «Выставка рисунков писателей (Письмо из Праги)» (выставка рисунков писателей: (Письмо из Праги) // Последние новости. 1933. 30 декабря. № 4665;  Ремизов. Т. 14. С. 198–199)

Декабрь, 6 – сообщает Зарецкому, что отправил «французскую книгу о Тургеневе» К. Федину в надежде на передачу в музей Тургенева в Москве [Морковин, 1969, 185]

Декабрь, 9 – Секретарь Союза Русских Писателей и Журналистов в Польше Л. Гомолицкий в официальном письме, подписанном также председателем Союза А. Хирьяковым, в связи с печатными выступлениями против эмигрантской литературы в просоветской печати Варшавы обратился к Р.-ву и ряду выдающихся русских эмигрантских писателей с покорнейшей просьбой сообщить <…> краткие сведения об их литературной деятельности за рубежом», а также выслал опросник, позволяющий обрисовать основные итоги жизни писателей за рубежом. Ввиду не последовавшего от Р.-ва ответа, просьба повторена в письме от 1 сентября 1934 г.

Декабрь, 10 – М.Л. Кантор от своего имени и от лица соредактора  Г.В.  Адамовича сообщил о запуске 1 января 1934 г. издания нового ежемесячного журнала «Встречи»,  выразив надежду на сотрудничество и предложив публикацию в первом номере небольшого «сюжетного» рассказа 

Декабрь, 16 – Р. написал в редакцию журнала «Встречи», посоветовав привлечь к сотрудничеству А.Л. Бема, П.М. Бицилли и С.Ю. Кулаковского

Декабрь, 20 – Кантор возвращает Р.-ву отрывок   рассказа из повести «Оля» и рассказ «Две волны», аргументируя незаконченной формой первой вещи. Также в этом письме, полагаясь на слова самого писателя о том, что «Две волны» «не предназначены для журнала типа для "Встреч"» редактор признал, что вещь сама по себе «очаровательная» [Amherst]. Ознакомившись с первым номером журнала в самом начале 1934 г., Р. остался глубоко неудовлетворенным решением редакции относительно его предложений

Декабрь, 25 – в «Последних новостях» опубликован рассказ «Узлы» (№ 4660), который положил начало книге «Узлы и закруты» (претекст романа «Подстриженными глазами»)

Декабрь, 29 – Л. Гомолицкий, получив отзыв Р.-ва на его автографическую книжку «Мой дом» (выпущена в ноябре 1933 г. и по совету Р.-ва отправлена Зарецкому в Прагу для экспозиции на выставке «Рисунки русских писателей»), писал: «…а я с детства рос под Вашим глазом, хотя для Вас и невидимый. Теперь же, за все годы зарубежья, самое близкое, самое живое и человечное слово для меня – – Ваше. В газете, журнале, где только случится прочесть – как близкая, дорогая встреча. Это я и боялся написать, потому что думал, что не поверите моей искренности. А я как на исповеди говорю Вам» [Гомолицкий, 2011, 524–525]


 
Назад На главную