Архивные материалы
 

 

 

 

 

 

 

 

Обновленная версия рубрики «Ремизов и его книга», перенесенная из раздела «Библиография» в раздел «Архивные материалы», предоставляет пользователям визуальную и научно-исследовательскую информацию о книжных изданиях авторских произведений из личной библиотеки писателя, находящихся на хранении в составе именного фонда № 256 в Рукописном отделе Пушкинского Дома.

Концептуальное определение «мемориальная библиотека» в созданной на сайте структуре описания архивных документов, имеет узкое применение к относительно небольшому корпусу книг, характеризующихся общими признаками авторизации. Содержание раздела локализовано на теме семейной и личной памяти, отраженной в инскриптах и адресованной супруге писателя С.П. Ремизовой-Довгелло <1>.

Коллекция, объединенная темой памяти, представляет 96 личных экземпляров книг Ремизова с его автографами, изданными на русском и иностранных языках с 1907 по 1933 гг.  Ограничение временного периода обусловлено издательской историей произведений писателя за рубежом. Его книги систематически выходили из печати до 1933 включительно, а затем длительное время публиковались лишь спорадически в периодической печати. Относительно устойчивый ежегодный выпуск изданий Ремизова возобновился лишь с 1946 г.

Характерной особенностью практически каждого из уникумов «мемориальной библиотеки» является их автографическое сопровождение – наличие одного или даже трех разновременных инскриптов писателя. Количество ремизовских автографов в каждом экземпляре обнаруживает прямую зависимость от истории бытования конкретного книжного издания. К первым (по датировкам) относятся надписи, адресованные жене писателя и дополняющие регулярный с 1908 г. атрибут авторских книг – печатное посвящение «С. П. Ремизовой-Довгелло». Обычно второй автограф, также предназначенный Ремизовой-Довгелло, был внесен Ремизовым в книгу уже в эмиграции. Третий инскрипт адресовался Наталье Владимировне Кодрянской (урожд.  фон Генгоросс; 1901–1983), которой в октябре 1947 г. Ремизов передал на хранение часть личной библиотеки с авторскими книгами и инскриптами. Каждый экземпляр здесь отмечен записью: «Передаю Наталье Владимировне Кодрянской». Так, ровно за 10 лет до кончины писатель начал предпринимать шаги по сохранению собственного творческого наследия, выделив, прежде всего, корпус книг с посвящениями супруге.

Обработка «мемориальной библиотеки», отчасти, продиктована характером ремизовских инскриптов, нередко написанных особым ремизовским стилем, восходящим к шрифту древнерусской скорописи. Для неопытного читателя чтение такого текста является не простой задачей. В Приложении к визуальному материалу, содержащемуся в настоявшем подразделе <1>, пользователь сайта найдет библиографические сведения о каждом экземпляре, археографическое описание надписей и помет, дополнительных материалов, привнесенных в переплет Ремизовым, и расшифровку инскрипта. В расшифровках особое внимание уделено аутентичности авторской композиции и графике автографа, нередко исполнявшей заместительную функцию пунктуационного знака. Традиция подобного воспроизведения была успешно апробирована в публикациях писем Ремизова к Л. Шестову, осуществленной И. Ф. Даниловой и А. А. Данилевским в 1992–1994 гг. в журнале «Русская литература», и с тех пор вошла в научную традицию репрезентации автографических документов писателя.

Публикация инскриптов на сайте ИРЛИ РАН также задает свои параметры аналитического подхода. Инскрипты Ремизова рассматриваются как самостоятельные автобиографические тексты и сопровождаются историко-литературным комментарием, касающимся не только их содержания, но и сопутствующих материалов, внесенных Ремизовым в переплет книги. Тексты инскриптов печатаются в соответствии с современной орфографией, за исключением специально оговоренных случаев, когда старая орфография или использование древнерусского алфавита являются значимыми для конкретного контекста. При воспроизведении автографических текстов сохраняется авторское написание некоторых слов.

При подготовке раздела учтен исключительно важный и первый в научной практике прецедент библиографического описания книг из коллекции Пушкинского Дома в каталоге выставки Музея истории Санкт-Петербурга «Волшебный мир Алексея Ремизова. / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб.: Хронограф, 1992, а также исследовательская статья Н. Н. Шаталиной «Автографы на книгах как жанр творчества А. М. Ремизова» // Алексей Ремизов: Исслед. и материалы / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб.: Дм. Буланин, 1994. С. 243–247.  

Подготовка историко-литературного комментария к авторским инскриптам всего корпуса книг Ремизова, составивших «мемориальную библиотеку» писателя, находится в процессе долгосрочной работы и предполагается к завершению в 2023 гг.  Публикация на сайте текстов инскриптов, а также научного сопровождения этих архивных источников не предусматривает их использования в других изданиях и исследовательских работах. Историко-литературный комментарий защищен авторским копирайтом. 

<1> Опыт современной оцифровки экземпляров личных библиотек писателей-символистов из собрания Библиотеки ИРЛИ (филиал БАН АН) известен также по контенту Международного научно-информационного портала «Документальное наследие русской литературы: источники и исследования» (РНФ, 14-18-01970), на котором размещены книги А.А. Блока и Федора Сологуба (http://literature-archive.ru/ru).

Е.Р. Обатнина

 
 

© Наследие А.М. Ремизова в литературном процессе XX – XXI вв. Электронная научная система        © ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН © Е.Р. Обатнина © Е.Е. Вахненко