Архивные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ремизов Алексей. Электрон. От слов Гераклита Эфесского.
Пб.: Алконост, 1919. 32 с.
Владельческий переплет.

РО ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. № 86а

На шмуцтитуле переплета карандашом владельческая надпись рукой С.П. Ремизовой-Довгелло:  
707                                                                                    S. Remizow


Авторская обложка; издательская марка Ю.П. Анненкова

На форзаце карандашом надпись рукой А.М. Ремизова:                            S. Remisow

12.12. <19>22

Charlottenburg

Здесь слова величайшей

мудрости – Гераклита темного

в <19>18 г[оду] помню в марте

с весной [1 слово зчркн.] полюбились

мне *1

только сил на них нет

 у меня

и как бы я хотел,

ч[то]б[ы] было по-другому.

Алексей Ремизов


На обороте форзаца:

Передаю Наталье Владимировне

Кодрянской

Алексей Ремизов                  

<глаголический значок>                      

18 / 5  Х 1947                             

                                                                   Paris


*1. Речь идет о афоризмах древнегреческого философа Гераклита (умер ок. 483 до н. э.), прозванного Темным за неоднозначность своих онтологических высказываний. Книга «Электрон» представляла собой новую редакцию поэмы «О судьбе огненной», в которой отразилась избранная писателем позиция по отношению к историческим событиям (подробнее см. в комментариях к инскриптам на изд.: Ремизов Алексей. О судьбе огненной: Предание от Гераклита Эфесского. Пг.: [Артель художников «Сегодня»], 1918). Ключевую роль в обращении Ремизова к Гераклиту сыграл текст «Фрагментов» из философского наследия мыслителя, выпущенный издательством «Мусагет» еще в 1910 году (перевод, комментарии и вступительная статья В. Нилендера). См. указание на переводы «Фрагментов» в заметке М.В. Безродного «Об источниках книги "Электрон"» (Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 155). Описывая феномен Гераклита, переводчик писал о том, что философ не отделял собственной личности от объектов познания: «Жизнь Гераклита до конца переливается в его творчество и утверждается только во имя творчества <...>. Субъективное становится объективным. Всеединый объект растворяет и поглощает личность» (Гераклит Ефесский. Фрагменты / Пер. В. Нилендера. М., 1910. С. [V]). Такая же позиция была избрана и Ремизовым, который впервые в художественной форме и в целостном виде воссоздал философию Гераклита в звучании высокой космогонической трагедии. В поэме голос повествователя принадлежит нераздельно как самому философу, так и ему лично. Подробнее об истории текста «Электрона» и авторской стратегии см.:  Обатнина Е.Р. Текстологические аспекты формирования авторской позиции А. Ремизова: (1917–1918 гг.) // Текстологический временник: Русская литература XX века: Вопросы текстологии и источниковедения / Отв. ред. Н.В. Корниенко. М., 2009. С. 436–441.

 
 

© Наследие А.М. Ремизова в литературном процессе XX – XXI вв. Электронная научная система        © ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН © Е.Р. Обатнина © Е.Е. Вахненко