Архивные материалы
 

 

 

 

 

 

 

 

Ремизов Алексей. Сочинения.
СПб.: Сирин, 1910–1912. Т. 5: Рассказы. 237 с.

РО ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. № 68

На обложке книги:

Алексей Ремизов


На шмуцтитуле переплета:

<рукой С.П. Ремизовой-Довгелло>

777

<рукой А.М. Ремизова>                                                                                                                                                                   S. Remizow

                                                               31.7.<19>23

                                                                     Berlin

 

Передаю Наталье Владимировне

Кодрянской

Алексей Ремизов                               <глаголический значок>

11 Х 1947

Paris

Ну вот и крестовые сестры *1,

то, что дало нам

на немного другой

какой-то не «Казачьей»

жизни *2.

Сейчас, деточка, все тут всполохнулось,

г р я д е т !

И особенно был в прошлую субботу

в канун 29.7

Я видел, как разбегались.

Люди чего-то боятся * 3

– точно от судьбы уйти можно!

<подпись-монограмма>


 

* 1. Подразумевается повесть «Крестовые сестры», открывавшая пятый том как в собрании Сочинений писателя, выпущенных как в издательстве «Шиповник» (1910), так и в издательстве «Сирин» (1912).

* 2. Повесть «Крестовые сестры», написанная летом 1910 г., вышла в свет 17 сентября в Литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник» (СПб., 1910. Кн. 13. С. 159–297). Сюжет и топография этого автобиографического (в ключевых моментах содержания) произведения связаны с домом на Фонтанке (Малый Казачий д. 9 кв. 34), в котором Ремизовы пережили тяжелый период материальных и моральных лишений. Подробнее см. историю создания повести в комментариях И.Ф. Даниловой (Ремизов А.М. Собр. соч. В 10 т. М., 2001. Т. 4: Плачужная канава. С. 481–485; На вечерней заре. Письма А.М. Ремизова С.П. Ремизовой-Довгелло: 1910 год / Вступ. статья и коммент. Е.Р. Обатниной, подгот. текста А.С. Урюпиной // Русская литература. 2017. № 2. С. 71–74). Гонорар, полученный за публикацию повести, позволил писателю и его жене уже 21 сентября переехать в свою, по выражению писателя, «первую человеческую» квартиру (Ремизов А.М. Собр. соч. в 10 т. М., 2003. Т. 10: Петербургский буерак. С. 198) на Таврической ул., д. 3-В. Можно сказать, что «Крестовые сестры» были опубликованы, едва успели просохнуть чернила в рукописи, и все в жизни писателя стало меняться как по волшебству. Позднее в своих воспоминаниях он назовет этот эффект «магией "Крестовых сестер"» (Там же). Новое произведение было высоко оценено критикой. Первой (в один день с печатным дебютом повести) появилась статья Иванова-Разумника под названием «Бурков двор» (Русские ведомости. 1910. 17 сент. № 213. С. 2–3), которая была еще написана по присланной Ремизовым рукописи. Товарищ Ремизова филолог и историк П.Е. Щеголев, в то время отбывавший срок в камере Петропавловской крепости по политическому делу, хорошо зная Ремизова, проницательно отметил в cвоем личном письме связь между ухудшением обстоятельств жизни и творческим взлетом, констатировав, что получилась «вещь капитальная», поскольку была выстрадана в череде обрушившихся на Ремизовых невзгод, нашедших детальное отражение в тексте этого произведения: «...прочел я третьего дня "Крестовых сестер". Поздравляю Вас: вещь хорошая и богатая. Я даже укусил бы Вас за обилие богатств, закрывающих внутреннее содержание. Очень интересно, а главное знаменует прогресс в Вашей работе. А у нас совсем нет писателей, которые прогрессировали бы!! Хотел исполать Вам за язык. Видно, что пошли Вам на пользу и книжки, и Казачий переулок...» (РНБ. Ф. 634. № 243. Л. 7 об.).

* 3. Речь идет о народных настроениях, вызванных гиперинфляцией в Германии. В своих письмах к жене, в июле 1923 г. находившейся в отъезде на курортном лечении, Ремизов сообщал о невероятном повышении цен. Так, например, хлеб стал стоить 10 000 марок. Писатель прогнозировал народные волнения, когда писал жене 28–30 июля о слухах, доносившихся из других городов, и ситуации в Берлине: «Дела здешние. Очень уж хвостов много и очень ссорятся; люди осердились. Сегодня какой крик был против нашего дома: портье с хозяином. Американск<ий> <доллар> вечером в амери<?> уж миллион!»; «Что было в Потсдаме, неизвестно. И чем начнется завтрашний день, трудно сказать, но дальше так не может продолжаться» (цит. по: Ремизов А.М. «На вечерней заре». Глава из рукописи; Письма к С.П. Ремизовой-Довгелло. 1923 / Коммент. Е.Р. Обатниной; подгот. текста Е.Р. Обатниной и А.С. Урюпиной // Литературный факт. 2019. № 1(11). С. 87; 89).


 
 

© Наследие А.М. Ремизова в литературном процессе XX – XXI вв. Электронная научная система        © ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН © Е.Р. Обатнина © Е.Е. Вахненко