Архивные материалы
 

 

 

 

 

 

 

 

Ремизов Алексей. Сочинения.
СПб.: Сирин, 1910–1912. Т. 1: Рассказы. 225 с.
Владельческий переплет

РО ИРЛИ. Ф. 256. Оп. 1. № 64

На обложке книги: Алексей Ремизов



На шмуцтитуле переплета карандашом надпись рукой С.П. Ремизовой-Довгелло:

773                                                                                    SRemisow

Передаю Наталье Владимировне

Кодрянской

Алексей Ремизов

<глаголический значок>

11 Х 1947

Paris


На шмуцтитуле книги:

С.П. Ремизов<ой>-Довгелло

Сегодня мне сорок пять лет * 1

Долго ли осталось мне еще жить на этом свете

любимом

на земле человеком,

долго ли нам с тобою беседовать и радоваться

увидеть к[акой-]н[и]б[удь] новый город – уголок на земле,

услышать слово неслыханное, но желаемое

встретить человека настоящего

хорошо что-н[и]б[удь] выдумать,

получить по карточкам сахару * 2

неожиданно милостыню от людей.

— что скрывать, давно живем промыслом,

через промысел милостыней! —

это ли не радость жизни?

23.6             1923.

7.7             

                                                                         Berlin

 

Этой книгой начинается собр[ание] сочинений:

начато в Шиповнике. Перепродано «Сирину» * 3

Закончено «Сирином» – вот эта желтая обложка,

да указатель к 8-му тому,

вот и все * 4

Благодать-то стоит – теплынь, жара.


* 1. Запись сделана накануне 24 июня – дня летнего солнцестояния, когда по языческим верованиям на Руси отмечался день Ивана Купала (синхронно с церковным праздником рождества Иоанна Крестителя). В народной традиции в ночь с 23 на 24 июня совершались обряды, связанные с культом любви, обновления, огня и воды. Согласно автомифологии Ремизова, время его рождения в сакральную ночь 24 июня (6 июля по новому стилю) определило поэтику его литературного дара. Ср. автобиографию писателя: «Оттого, должно быть, что родился я в купальскую ночь, когда в полночь цветет папоротник и вся нечисть лесная и водяная собирается в купальский хоровод и бывает особенно буйна и громка, я почувствовал в себе глаз на этих лесных и водяных духов, и две книги мои – "Посолонь" и "К Морю-Океану" – в сущности, рассказы о знакомых и приятелях моих из мира невидимого – "чертячьего"» (Алексей Ремизов о себе // Россия. 1923. № 6. С. 25).

* 2. Речь идет о продовольственных карточках, введенных в Германии с наступлением инфляции.

* 3. «Шиповник» – издательство З.И. Гржебина и С.Ю. Копельмана, в котором, в период с 1910 по 1912 гг. были выпущены восемь томов Сочинений Ремизова. В конце 1912 г. издательство «Сирин», созданное семьей государственного деятеля и предпринимателя М.И. Терещенко, выкупило у «Шиповника» права на издание сочинений ряда известных писателей и поэтов, в том числе и Ремизова. Подробнее о «Сирине» и участии в этом издательском проекте Ремизова см.: Лавров А.В. «Сирин» – дневниковая тетрадь А. Ремизова // Алексей Ремизов: Исследования и материалы: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.М. Грачева и А. д'Амелия. СПб.; Салерно, 2003. С. 229–232 (Collana di Europa Orientalis; Вып. 4).

* 4. Перепечатанные под маркой «Сирина» (с указанием времени издания: 1910 – 1912 гг.) восемь шиповниковских томов были обновлены немногими, но существенными дополнениями. Кроме упомянутой Ремизовым новой («желтой») обложки в восьмом томе (на с. 291–304) были расположены не один, четыре указателя: роспись содержания предшествующих томов, а также авторские указатели («Азбуковник», «Временник Первый», «Временник Второй») с датировками и выходными данными первых публикаций. Значительным привнесением в оформление Первого тома явилась репродукция портрета писателя работы М.В. Сабашниковой (1907). См. также запись А.А. Блока к экземпляру Первого тома с дарительной надписью Ремизова (СПб.: Шиповник, 1912): «Портрет приложен в начале 1913 года, когда издание было выкуплено «Сирином», переклеены обложки и приложены указатели» (Библиотека А.А. Блока. Описание. В 3-х кн. / Сост. О.В. Миллер, Н.А. Колобова, С.Я. Вовина; под ред. С.П. Лукирской. Л., 1985. Кн. 2. С. 200). Подробнее об истории создания портрета: Обатнина Е. Портрет писателя: взгляд извне и самоотождествление героя (Алексей Ремизов в художественной галерее 1906–1910 гг.) // «Учителя, ученики, коллеги…»: Сборник статей к 60-летию Дмитрия Петровича Бака. М.: РГГУ, 2022. С. 339–361.


 
 
 

© Наследие А.М. Ремизова в литературном процессе XX – XXI вв. Электронная научная система        © ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН © Е.Р. Обатнина © Е.Е. Вахненко