* 1. Правильно: Пс. 49:15.
* 2. Юрий Никандрович Верховский (1878–1956) – поэт, переводчик, историк литературы, специалист по русской поэзии начала XIX века.
* 3. Речь идет о конкурсе, учрежденном в 1881 г. Императорской Санкт-Петербургской академией наук, среди литераторов, чьи оригинальные прозаические и поэтические произведения были изданы на русском языке. С 1895 г. две премии размером 1000 рублей (полная) и 500 рублей (половинная) вручались раз в два года, по нечетным годам. Подробнее об истории участия Ремизова в конкурсе 1908 г. см. в статье: Грачева А.М. Алексей Ремизов и Пушкинская премия Императорской Академии наук // Русская литература. 2014. № 3. C. 185–196).
* 4. См. Ч. I: 1922.
* 5. Подразумевается квартира в Санкт-Петербурге, на Кавалергардской улице (д. 8, кв. 28), которую Ремизовы арендовали у домовладельца Н.А. Пундика в августе 1906 г. и в которой прожили до июля 1907 г. Переезд на новую квартиру объяснялся одной из характерных для Петербурга особенностей найма жилых помещений, известной еще с XIX в. Как правило, новые каменные дома перед покраской и штукатуркой оставлялись на просушку. Этот процесс занимал иногда больше года, а то и двух, в зависимости от погоды. В таких случаях квартиры сдавались желающим по более дешевым расценкам. Поэтому Ремизов, вспоминая обстоятельства своих первых «кочевий» по Петербургу, на страницах романа «В розовом блеске» писал: «Из редакции, Саперный переулок, мы переехали на 5-ю Рождественскую, с Песков на Кавалергардскую, к Пундику в новый дом просушивать боками стены: за квартиру цена дешевле и дров жечь сколько влезет» (Ч. I: 1952, с. 301).
* 6. Кодрянская Наталья Владимировна (урожд. фон Гернгросс; 1901–1983) – писательница, биограф Ремизова, автор книги «Алексей Ремизов» (Париж, [1959]).
* 7. Необычный значок, которым Ремизов авторизовал свои рисунки, инскрипты на книгах, а также игровые документы Обезьяньей Великой и Вольной Палаты, был позаимствован из алфавита глаголицы и соответствовал кириллической букве «Ч», имевшей универсальное название – «червь». Криптоним вмещает в себя символический макрокосм, существующий в необъятном диапазоне – от самой нижайшей, земной (буквально: земляной) твари до вершины творения Создателя – человека. См.: Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Иван Лимбах, 2001 (гл. «Обезвелволпал: мир художественной фантазии»).