Вы находитесь на архивной версии сайта Пушкинского Дома
Перейти на новую версию сайта -- http://pushkinskijdom.ru/

Бушмин Алексей Сергеевич (1910-1983)

Биография | Список трудов
 
Show as multiple pages

КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНОЙ,

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Академик Алексей Сергеевич Бушмин принадлежит к числу выдающихся представителей советской литературной науки периода ее формирования и послевоенного развития. Именно это поколение ученых на протяжении почти полустолетия определяло содержание, характер и направление поисков в литературоведении. Поэтому, обращаясь к научному наследию академика А. С. Бушмина, следует иметь в виду не только непосредственные итоги и результаты его долгого, напряженного труда, но и те исторические обстоятельства, в которых этот труд осуществлялся, прямо отражая нужды и запросы времени и постоянно с ними координируясь. В таких условиях А. С. Бушмин являл собой тип ученого, счастливо сочетающего талант и знания исследователя с великолепными организаторскими способностями. Результаты же научного труда А. С. Бушмина столь значительны по своему воздействию на развитие литературоведения, что заниматься сейчас разработкой проблем, которые он решал, без учета его вклада в эти области уже невозможно. Ученый оставил не просто след в науке, а проложил в ней новые пути, по которым долгие годы будут идти его последователи и ученики.

Родился Алексей Сергеевич Бушмин 2(15) октября 1910 г. в селе Левая Россошь Воронежской губернии в семье крестьянина. С ранних лет помогал по хозяйству, летом работал в поле, а осенью садился за парту в сельской школе. Учился отлично, имел недюжинные способности, проявлял живой интерес к истории и литературе, и никто не сомневался: вырастет — учителем станет. Однако судьба распорядилась иначе.

В конце 20-х годов в стране развертывается коллективизация, и А. С. Бушмин по направлению комсомола поступает учиться в Воронежский сельскохозяйственный техникум. В 1932 г. он заканчивает Воронежский зоотехнико-ветеринарный институт, некоторое время работает в крупном животноводческом совхозе, а с 1933 г. — в том же институте и одновременно на кафедре экономики и организации сельскохозяйственных предприятий Воронежской высшей коммунистической сельхозшколы. Почти семь лет отдал А. С. Бушмин сельскому хозяйству, не забывая при этом и о своих школьных увлечениях, об интересах, постепенно ставших и мечтой и призванием. Впоследствии он вспоминал, что читал в те годы буквально запоем: увлекала русская классика, поражало величие этой литературы, ее общественный и революционный пафос. Читал почти всегда с карандашом в руках, делал записи, порою почти конспекты. Потом это очень пригодилось: ведь без дотошнейшего знания текстов отечественной литературы, замечал Алексей Сергеевич, нет и ее историка, а мечта стать ее историком где-то глубоко и затаенно теплилась у него уже тогда. Но осуществление мечты еще впереди, а пока А. С. Бушмин выступает с чтением лекций на литературные темы, преподает в Воронежской областной партийной школе (в г. Старый Оскол), сотрудничает в газете «Воронежский комсомолец»: пишет рецензии, литературно-критические статьи, публикует стихи. Весной 1939 г. экстерном сданы экзамены за курс Воронежского педагогического института по факультету русского языка и литературы. Впрочем, историко-литературные интересы Алексея Сергеевича определились еще раньше. В многообразии писательских имен и произведений русской литературы внимание его, на первый взгляд совершенно неожиданно, привлекает творчество великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но это только на первый взгляд. На самом же деле в характере А. С. Бушмина было немало черт, не только сближавших, но и роднивших исследователя с главным героем его будущих научных разысканий: прямота и честность, неумение и нежелание мириться с лицемерием и неправдой. Творчеством писателя А. С. Бушмин заинтересовался еще в студенческие годы. Позднее он рассказывал, что по многу раз перечитывал произведения Салтыкова-Щедрина, знал их почти наизусть, и чем внимательнее вчитывался и вдумывался в них, тем сильнее влекли они к себе, удивляя глубиной содержания, причудливостью поэтических форм и приемов. Салтыков-Щедрин интересовал, увлекал, покорял... Его произведения, его мужественная и беспощадная сатира сыграли в жизни А. С. Бушмина немалую роль. Решительно расставшись с уже освоенной профессией, он обращается к литературной науке. И первая работа в этой, еще совсем не знакомой для него области, конечно же, посвящается Салтыкову-Щедрину. Ее не печатают, но оценку она получает самую высокую: автор в 1939 г. становится аспирантом Института истории, философии и литературы при Московском государственном университете (МИФЛИ), где занимается проблемами сатирического творчества под научным руководством члена-корреспондента АН СССР A. M. Еголина. С тех пор где бы ни работал Алексей Сергеевич — он прежде всего исследователь наследия Салтыкова-Щедрина, признанный знаток его творчества.

Однако путь в литературную науку оказался не прям и не легок: началась Великая Отечественная война. С октября 1941 г. аспирант А. С. Бушмин — слушатель Военно-политической академии им. В. И. Ленина. После окончания академии — преподавательская работа в Ленинградском военно-политическом училище, где Алексей Сергеевич ведет курсы истории русской литературы, продолжая в то же время свои научные изыскания: именно в эти годы вырабатывается методика и методология научного анализа, складывается общая концепция художественного развития, которая позднее ляжет в основу его трудов, посвященных русской классической и советской литературе.

В 1946 г. А. С. Бушмин, демобилизовавшись, получает возможность вернуться к занятиям в аспирантуре, прерванным войной. Однако многое изменилось за военные годы, и вопрос о продолжении научной деятельности приходится решать уже в соответствии с новыми обстоятельствами, отражающими запросы и нужды послевоенного развития литературной науки.

Демобилизовался А. С. Бушмин в Ленинграде — городе, известном своими давними и славными традициями в изучении истории русской литературы. И вполне естественно, что мысль о продолжении аспирантской подготовки именно в этом городе пришла, что называется, сама собой. В Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР к просьбе А. С. Бушмина отнеслись с вниманием, но довольно твердо подчеркнули, что сейчас литературная наука переживает серьезные трудности с изучением истории советской литературы и кадры высокой квалификации требуются в первую очередь в этой области. История советской литературы как научная дисциплина еще только-только начинала формироваться, и Алексей Сергеевич, понимая сложность создавшегося положения, принимает предложение институтского руководства: он временно оставляет щедринскую тему и начинает заниматься вопросами истории советской литературы.

Имея хорошую методологическую подготовку, опыт работы с текстом произведения, А. С. Бушмин в течение года создает исследование «Разгром» А. Фадеева и проза двадцатых годов», а в 1948 г. защищает его в качестве кандидатской диссертации. Работы А. С. Бушмина, в том числе изданная в 1954 г. книга о романе «Разгром», привлекли внимание читателей, критики, научной общественности и во многом предопределили направление и характер последующих исследований жизни и творчества Александра Фадеева. Это объясняется тем, что А. С. Бушмин впервые обратился к изучению фадеевского романа как «новаторского и в некоторых отношениях программного произведения молодой советской прозы» (Бушмин А. Александр Фадеев: Черты творческой индивидуальности. Л., 1983. С. 3.), рассматривая его на широком фоне исторического и литературного бытия эпохи. Постижение художественного мастерства Фадеева, особенностей его творческой манеры позволили исследователю не только увидеть, но и с научной бесспорностью доказать, что Фадеев — проникновеннейший художник, выдающийся мастер психологической прозы, воспитанный на лучших традициях отечественной литературы.

В многообразии и глубине своих проявлений фадеевская тема становится естественным и значительным компонентом научной деятельности А. С. Бушмина. К творчеству Фадеева ученый вернулся в 1970—1983 гг. после длительного перерыва, подводя итоги своим разысканиям в этой области и делая ряд существенных историко-литературных и теоретических обобщений: в книге «Александр Фадеев: Черты творческой индивидуальности» (1971, 1983), представляющей собой оригинальный творческий портрет писателя, прослежены основные этапы творческой эволюции Фадеева, обозначенные романами «Разгром», «Последний из удэге» и «Молодая гвардия», дано научное и четко аргументированное определение места и значения его творчества в истории советской литературы.

Одновременно с изучением советской литературы А. С. Бушмин принимает участие в научно-организационной работе в этой области. Сразу же после зачисления в штат Института русской литературы АН СССР он — ученый секретарь сектора советской литературы, а вскоре и его руководитель (1950—1951). При его непосредственном участии осуществляются впервые исследования русского литературного процесса советской эпохи, формируется серийное издание «Вопросы советской литературы», определявшее в 50-е годы характер и направление исследований Пушкинского дома по советской литературе.

Однако главной темой научной деятельности А. С. Бушмина стало все же творчество Салтыкова-Щедрина, к изучению которого он вернулся в конце 40-х годов. Советское литературоведение всегда с вниманием относилось к научному освоению наследия великого русского писателя-сатирика. В литературной науке в послевоенные десятилетия даже сложилась особая область, именуемая щедриноведением. В конце 40-х — начале 50-х годов изучение творчества Салтыкова-Щедрина заметно оживилось: наследие писателя сделалось предметом исследования историков и теоретиков литературы, текстологов и библиографов, искусствоведов, историков, философов и даже на первый взгляд далеких от литературы правоведов, экономистов, что придавало исследовательскому процессу многосторонний и глубокий характер. Из года в год выходили работы, посвященные анализу художественной системы и мировоззрения великого сатирика, источниковедческие и библиографические труды, создавалась научная биография писателя; появилось также научное издание его сочинений и писем. И одна из ведущих ролей в щедриноведении неизменно принадлежала Алексею Сергеевичу Бушмину.

Серия щедриноведческих работ А. С. Бушмина, опубликованная в 1957—1958 гг. в изданиях Пушкинского дома, обозначила характер его исследовательских интересов, не ограниченных историей литературы, в данном случае творчеством Салтыкова-Щедрина, а уходящих глубоко в теорию. В статье о гиперболе и гротеске, например, решается вопрос о природе и содержании этих художественных приемов, изучается их роль и значение в системе реалистического творчества в целом, и в произведениях Салтыкова-Щедрина в частности. В других работах рассматривается образ рассказчика в произведениях Салтыкова-Щедрина, проблема общественного романа в эстетике сатирика, прослеживается эволюция реализма писателя в 80-е годы (с особым вниманием к его сказкам). Впрочем, разработанные в этих статьях выводы и концепции найдут свое последующее развитие и в монографическом исследовании А. С. Бушмина «Сатира Салтыкова-Щедрина» (1959) и во многих позднейших трудах ученого. В них А. С. Бушмин выступает как теоретик и историк литературы, как популяризатор и пропагандист наследия великого сатирика (при издании сочинений Салтыкова-Щедрина А. С. Бушмин — комментатор, а в созданных им пособиях для преподавателей литературы и в разработанных лекционных курсах, посвященных Салтыкову-Щедрину, — талантливый педагог и лектор).

В монографии «Сатира Салтыкова-Щедрина», которая предопределила направление и характер последующих щедриноведческих выступлений А. С. Бушмина, он ставил перед собой две главные задачи. Во-первых, проследить эволюцию сатирического творчества Салтыкова-Щедрина, найти и обосновать глубинные закономерности его развития, изучить особенности зарождения этих закономерностей, их взаимосвязь с существующей исторической действительностью, обусловившей появление сатирических форм в литературе; во-вторых, дать теоретическое обоснование художественным принципам Салтыкова-Щедрина как общей эстетической системе сатирика, рассматривая ее в движении и развитии. Такая постановка вопроса, обращение А. С. Бушмина к изучению художественной стороны щедринского наследия во многом определены историческим развитием щедриноведения. Ведь на протяжении десятилетий в центре внимания исследователей были идейные показатели творчества писателя, биографические моменты, а также вопросы мировоззрения Салтыкова-Щедрина как выдающегося представителя русской революционно-демократической мысли. В работах А. С. Бушмина не просто учтены, а критически освоены все важнейшие явления щедриноведения, даже имеющие косвенное отношение к разрабатываемым им проблемам. Он в мельчайших деталях знал предшествующий опыт щедриноведения, дореволюционного и советского, и в своих трудах всегда его учитывал. Видеть как сильные, так и слабые стороны своих предшественников — это особое умение, которым А. С. Бушмин владел в совершенстве.

Другая особенность щедриноведческих работ А. С. Бушмина, и прежде всего монографии «Сатира Салтыкова-Щедрина», в том, что он исследовал творческий процесс сатирика не в его окончательных результатах, а в становлении и развитии, в смене тенденций, в непрестанной изменяемости. Обращаясь к произведениям великого русского сатирика, он изучает эволюцию их проблематики и художественной формы, устанавливает характер их взаимозависимости и взаимоизменяемости, а также связь сатирического творчества с реальной жизнью: какова общественная, социальная, культурная среда, такова и вызванная ею к жизни сатира.

Не ограничиваясь рассмотрением эволюции творчества Салтыкова-Щедрина, А. С. Бушмин во второй части монографии исследует важнейшие особенности его художественной методологии. Он ставит теоретические вопросы: о своеобразии реализма Салтыкова-Щедрина, об общественном романе в творчестве писателя, о повествовательной манере, о гиперболе, реалистической фантастике, эзоповском иносказании. Это своего рода теоретическое щедриноведение, исследующее не отдельные приемы изображения, а выявляющее своеобразие художественного метода в целом.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина занимают особое место в научном наследии А. С. Бушмина. Им он уделял всегда больше внимания, нежели другим произведениям писателя. Это заметно и в монографии «Сатира Салтыкова-Щедрина», и в его статьях, и даже в теоретико-методологических работах, прямо не связанных с творчеством великого сатирика. И не потому, что «Сказки» были любимым произведением Алексея Сергеевича, а потому, что именно в них он видел наивысшее и самое совершенное выражение сатирического таланта писателя.

Первую попытку исследования «Сказок» А. С. Бушмин предпринял в монографии «Сатира Салтыкова-Щедрина», но в посвященной им главе сказочный цикл рассматривался преимущественно с точки зрения его проблематики, идейно-тематических тенденций, отражения в сказочных миниатюрах противоречий действительности. Это обращение к сказкам более характерно интересом к их идейному содержанию, нежели к художественной структуре произведений. Посвященная же сказкам монография, вышедшая в 1960 г., содержит всесторонний анализ сказочного цикла в творчестве Салтыкова-Щедрина и является в нашем литературоведении первым обобщающим исследованием на эту тему.

В книге «Сказки Салтыкова-Щедрина» А. С. Бушмин восстановил процесс зарождения и развития сказочного элемента в творчестве великого сатирика во всей его последовательности — от первых сказочных эпитетов и образов до законченного цикла. Параллельно с этим он исследовал роль и место в творчестве Салтыкова-Щедрина так называемого кукольного элемента и соотношение его с формами зоологического эпоса, связь щедринской сказки с фольклорной и литературной традицией, особенности художественного метода сатирика, отразившиеся в его сказочном цикле.

Монография о сказках положила начало целому .ряду посвященных им работ А. С. Бушмина. В издательстве «Художественная литература» трижды (1964, 1971, 1974) «Сказки» выходили с его вступительными статьями, он — автор комментариев к этому произведению в соответствующем томе 20-томного Собрания сочинений Салтыкова-Щедрина (1974), в 1976 г. — к 150-летию со дня рождения писателя — вышел в свет вторым изданием главный труд А. С. Бушмина о сказках великого сатирика. Труды ученого, посвященные этому выдающемуся явлению русской сатирической литературы, и по сей день продолжают сохранять свое значение.

Обращаясь к щедриноведческому наследию А. С. Бушмина, нельзя не сказать о его организационной работе в этой области. Благодаря именно его научным и организационным усилиям Пушкинский дом стал ведущим центром по изучению наследия великого русского сатирика. В Пушкинском доме по инициативе А. С. Бушмина и под руководством известного архивиста и библиографа Л. М. Добровольского подготовлен цикл источниковедческих работ в области щедриноведения: издано описание хранящихся в Пушкинском доме рукописей Салтыкова-Щедрина, созданы библиографические указатели дореволюционной и советской литературы о писателе (1961 и 1966 гг.; оба тома под редакцией А.С. Бушмина); подготовлен ряд монографических и диссертационных исследований по творчеству Салтыкова-Щедрина; в 1976 г., также под редакцией А. С. Бушмина, издан сборник трудов к 150-летию со дня рождения писателя.

В начале 60-х годов Алексей Сергеевич принял участие в подготовке 20-томного Собрания сочинений Салтыкова-Щедрина, выпущенного издательством «Художественная литература» в 1965—1977 гг. Будучи членом редакционной коллегии, возглавляемой С. А. Макашиным, он приложил немало сил, чтобы создать составительский коллектив и решить сложные текстологические вопросы, возникшие в процессе подготовки издания. Сейчас это издание является самым полным и достоверным из всех имеющихся и первым, в котором прокомментированы все произведения писателя.

Постоянно размышляя о творчестве Салтыкова-Щедрина, А. С. Бушмин в своих статьях и книгах, написанных в 60—70-е годы, ставит новые проблемы, уточняет и развивает положения, разработанные им ранее в монографиях «Сатира Салтыкова-Щедрина» и «Сказки Салтыкова-Щедрина»: один из авторов двухтомного труда Пушкинского дома «История русского романа» (1964), он вновь обращается к теоретическому и художественному истолкованию этого жанра в творчестве Салтыкова-Щедрина, в других изданиях Пушкинского дома появляются статьи ученого «Из истории взаимоотношений М. Е. Салтыкова-Щедрина и Эмиля Золя» (1966), «Щедрин и Свифт» (1976), где наследие великого русского сатирика изучается в контексте мировой литературы.

В 1970 г. А. С. Бушмин выступает как автор книги о Салтыкове-Щедрине, предназначенной для учителей средней школы. В ней ученый знакомит читателя с особенностями иносказательной манеры Салтыкова-Щедрина, характеризует его идейно-эстетические взгляды, художественные принципы, излагает основные этапы биографии. Портрет Салтыкова-Щедрина, оригинального художника и выдающегося представителя русской революционной демократии, создается посредством анализа его главных произведений: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», «Сказки». Другая книга А. С. Бушмина — «Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры» (1976), последняя из изданных при жизни ученого его щедриноведческих работ, — предназначена для широкой читательской аудитории. Две эти книги дают представление об А. С. Бушмине как о популяризаторе наследия Салтыкова-Щедрина; в то же время они отличаются не только доступностью и простотой, но и строгой научностью изложения.

Изучение творчества Фадеева и Салтыкова-Щедрина принадлежит области литературы, хотя в некоторых положениях и выводах оно порой выходит за ее пределы — ученый углубляется в сферу теории литературы или методологии и логики ее исследования.

В конце 1960-х гг. создается один из главных трудов А. С. Бушмина — монография «Методологические вопросы литературоведческих исследований» (1969). В ней рассмотрены важнейшие принципы литературоведения как самостоятельной научной дисциплины, выявлено соотношение литературоведения и других наук, изучена сложность внутренней структуры этой науки, обоснованы принципы анализа художественного произведения, роль и значение традиций в литературном развитии.

Свои методологические изыскания А. С. Бушмин продолжил в монографии «Преемственность в развитии литературы» (1975, 1978). Самостоятельное рассмотрение данной проблемы обусловлено тем обстоятельством, что «в изучении преемственных связей литератур несомненные достижения соседствуют с нерешенными или весьма разноречиво трактуемыми вопросами, с некоторыми привычными недочетами и погрешностями» (Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. С. 5.).

Завершающей в методологическом цикле работ А. С. Бушмина стала изданная в 1980 г. монография «Наука о литературе». Эта работа итоговая. В ней приведены в стройную систему представления А. С. Бушмина о роли литературоведения в научном и культурном развитии современного общества. И не только приведены в систему, но и значительно дополнены, уточнены. Как и в предыдущих работах, в ней много полемики с предшественниками и современниками, направленной на преодоление субъективизма и догматизма в тех областях научного знания, которым книга посвящена.

Заслуги академика А. С. Бушмина в разработке теоретико-методологических проблем отмечены премией имени В. Г. Белинского, присужденной ему в 1982 г.

Научная деятельность А. С. Бушмина на протяжении трех десятилетий протекала параллельно с его работой по организации литературной науки и в некоторых своих моментах даже определялась ею. В 1951 г. он становится заместителем директора Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, а с 1955 г. — его директором и возглавляет это крупнейшее в стране научное учреждение на протяжении десяти лет. И надо сказать, годы эти оставили особый след в истории Пушкинского дома, да и в литературной науке в целом. Человек неиссякаемой энергии и больших историко-литературных и теоретических знаний, А. С. Бушмин был прирожденным руководителем, и эти его качества как нельзя лучше проявились и развились в годы его директорства в институте, с которым связана вся его творческая жизнь.

Годы директорства А. С. Бушмина в Пушкинском Доме характеризуются обращением института к разработке важнейших проблем истории и теории литературы, что сказалось на всех звеньях научной деятельности института: завершается работа над десятитомной «Историей русской литературы», готовятся академические издания сочинений и писем В.Г. Белинского и И. С. Тургенева, на фоне огромной собирательской и источниковедческой работы формируется научная концепция развития средневековой русской литературы, возобновляет свою деятельность группа по изучению литературы XVIII века и возрождается серийное издание «XVIII век», создаются «История русской критики», «История русского романа», «История русской поэзии», развертываются исследования по истории советской литературы, по устному народному творчеству, составляются библиографические указатели по истории русской литературы XVIII и XIX вв., начинает выходить журнал «Русская литература». К 1965 г., когда А. С. Бушмин полностью переключился на научную работу, передав руководство институтом члену-корреспонденту АН СССР В. Г. Базанову, Пушкинский дом по целому ряду направлений и отраслей литературоведения был уже ведущим научным центром в стране. В 1969 г. А. С. Бушмин организует в Пушкинском Доме сектор теоретических исследований литературы. Здесь сосредоточиваются все исследования теоретического характера, опирающиеся на широкую историко-литературную основу. Один за другим под руководством А. С. Бушмина создаются коллективные труды: «Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения» (1974), «О прогрессе в литературе» (1977), «Взаимодействие наук при изучении литературы» (1981), «Методологические вопросы науки о литературе» (1984). Впервые в истории Пушкинского Дома теория литературы и методология литературоведения становятся в ряд равноправных дисциплин литературной науки. Тесно связывая историко-литературную проблематику основных исследований Пушкинского дома с разработкой теоретико-методологических проблем, А. С. Бушмин стремился к комплексности в изучении литературного процесса, к научно-теоретическому осмыслению конкретных проблем литературного развития.

В 1978 г. А. С. Бушмин вновь назначается директором Института русской литературы и остается на этом посту до последних дней своей жизни (он скончался скоропостижно 19 марта 1983 г.). В эти годы коллектив Пушкинского Дома завершил работу над новой четырехтомной «Историей русской литературы», которая увидела свет в 1980—1983 гг., труд многих лет, предназначенный не только для ученых-литературоведов, но и для широких читательских кругов. А. С. Бушмин внес немалый вклад в его создание: он был членом редколлегии, автором отдельных глав, неизменным и компетентнейшим консультантом по всем историко-литературным, методологическим проблемам, возникавшим в процессе создания труда. В эти же годы в институте под руководством и по инициативе А. С. Бушмина начата работа по подготовке академических собраний сочинений Пушкина, Блока, Тургенева (второе, доп. издание), Свода русского фольклора, многих трудов, посвященных истории и теории русской и советской литературы.

В 1979 г. А. С. Бушмин был избран действительным членом Академии наук СССР.

Многообразная научно-организационная и общественная деятельность Алексея Сергеевича Бушмина — естественное развитие и продолжение его исследовательской деятельности. Представить Алексея Сергеевича замкнувшимся в тиши кабинета и безмятежно работающим над своими исследованиями невозможно. Он всегда был в центре событий научной, культурной и общественной жизни страны, был не безучастным ее свидетелем, а деятельным и активным участником.

В. Н. Баскаков

(По изд.: Алексей Сергеевич Бушмин. М.: Наука, 1990. С.  -22.

(Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. лит. и яз. Вып. 18);

в сокращении).

 


(Составлен А. С. Морщихиной и Л. Г. Мироненко;

по изд.: «Алексей Сергеевич Бушмин». М.: Наука, 1990. С. 33-50.

(Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. лит. и яз. Вып. 18))

1948

Идейно-образная концепция «Разгрома» А. Фадеева // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1948. Т. 7, вып. 4. С. 277—292.

1949

Программа курса русской литературы. Л.: Высш. Военно-пед. ин-т им. М. И. Калинина, 1949. 36 с.

1950

Талантливейший поэт советской эпохи: [К 20-летию со дня смерти В. В. Маяковского] // Пропаганда и агитация. 1950. № 7. С. 22—30.

Рец.: Повесть о людях творческого труда: [Панова В. Ясный берег. Л., 1950] // Пропаганда и агитация. 1950. № 2. С. 58—63.

Рец.: «Повесть о детстве» Ф. Гладкова: [Гладков Ф. Повесть о детстве. М., 1949] // Пропаганда и агитация. 1950. № 13. С. 56—60.

Заметки о преподавании русского языка и литературы в школе // Ленингр. правда. 1950. 5 янв. Соавт.: Мальцев М., Стеньшинский А.

1951

Гоголь Н. В. Собрание художественных произведений: В 5 т.: [Подгот. текста, примеч.] М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 2. 439 с.

М. Горький и А. Фадеев: («Разгром» в свете горьковской традиции) // М. Горький: Материалы и исследования / Под ред. В. А. Десницкого и К. Д. Муратовой. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 259—326, 1 л. портр.

Повесть Ф. Гладкова «Вольница» // Пропаганда и агитация 1951. № 7. С. 58—62.

1952

Рец.: Горячкина М. С. М. Е. Салтыков-Щедрин: Пособие для учителей сред. шк. М., 1952 // Сов. кн. 1952. № 8. С. 91—97.

Ред.: Серебровская Е. Белинский и Гоголь: (К истории борьбы за реализм). Л.: Ленингр. газ.-журн. и кн. изд-во, 1952. 180 с.

1953

О ранней советской прозе // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1953. Сб. 1. С. 7—82.

Работа Фадеева в партийной печати: (К вопр. о творч. формировании писателя в 1924—1925 гг.) // Там же. С. 317—327.

Приложение: Статьи и речи Ал. Булыги (Фадеева), опубликованные в северо-кавказской газете «Советский Юг» в 1924—1926 годах // Там же. С. 327—328.

Из наблюдений над стилем А. Фадеева: (Произведения 20-х годов) // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1953. Сб. 2. С. 131—179, 1 л. портр.

Работа А. Фадеева над романом «Разгром»: (Автор. правка изд. 1927—1951 гг.) // Там же. С. 309—330.

Ред.: Вопросы советской литературы / Под ред. В. А. Десницкого и А. С. Бушмина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Сб. 1. 412 с.

Ред.: Вопросы советской литературы / Под ред. А. С. Бушмина и К. Д. Муратовой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Сб. 2. 368 с.

1954

Роман А. Фадеева «Разгром». Л.: Сов. писатель, 1954. 240 с.

Серафимович // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1954. Т. 10: Литература 1890—1917 годов. С. 470—493, 1 л. портр.: ил.

Рад.: История русской литературы: В 10 т. Т. 10: Литература 1890—1917 годов / Отв. ред. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 803 с.

1955

Русские писатели о литературном труде, (XVIIIXX вв.): В 4 т. / Сост. А. С. Бушмин, Б. И. Бурсов, М. Гин и др. Л.: Сов. писатель, 1955. Т. 2. 819 с.

Проза 20-х годов // Русская советская литература: Сб. ст. М., 1955. С. 213—238.

1956

[Выступление на годичном собрании Отделения литературы и языка АН СССР при обсуждении проблем социалистического реализма, 31 янв. 1956 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1956. Т. 15, № 2. С. 191—192.

Uber die künstlerische Ubertreibung // Kunst und Lit. 1956.  5. S. 400—411.

О художественном преувеличении // Лит. газ. 1956. 7 янв. С. 2—4.

1957

К вопросу о гиперболе и гротеске в сатире Щедрина // Вопросы советской литературы. М.; Л., 1957. Сб. 5. С. 7—63.

Становление жанра сказки в творчестве М. Е. Щедрина // Русская литература: Сб. ст. М.; Л., 1957. С. 162—184. (Тр. Отд. новой рус. лит.; Т. 1).

Образ рассказчика в произведениях Салтыкова-Щедрина // Там же. С. 185—204.

1958

Из темы об эзоповской манере Салтыкова-Щедрина: (Прием «понижения тона») // Вопросы изучения русской литературы XIXX веков. М.; Л., 1958. С. 202—212.

[Выступление на общем собрании Отделения литературы и языка АН СССР по докладу В. А. Десницкого о задачах и принципах издания десятитомной «Истории русской литературы», 3—5 июня 1957 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1958. Т. 17, № 1. С. 87.

Эволюция реализма Салтыкова-Щедрина в 80-е годы // Рус. лит. 1958. № 1. С. 163—199.

Проблема общественного романа в эстетике Салтыкова-Щедрина / Рус. лит. 1958. № 2. С. 85—104.

Рец.: Научный вклад в щедриноведение: [Покусаев Е. И. Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы. Саратов, 1957] // Рус. лит. 1958. № 3. С. 238—244.

Ред.: Пруцков Н. И. Творческий путь Глеба Успенского / Отв. ред. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 189 с.

1959

Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 644 с.

Гоголь Н. В. Собрание художественных произведений: В 5 т.: [Подгот. текста, примеч.] 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 2. 438 с.

Сатира Салтыкова-Щедрина: Автореф. дис.... д-ра филол. наук. Л.: ИМЛИ им. AM. Горького, 1959. 59 с.

В. А. Десницкий // Из истории русских литературных отношений XVIIIXX веков. М.: Л., 1959. С. 5—7. Без подписи.

Сатира Щедрина перед судом царской цензуры // Там же. С. 227—248. Письма Салтыкова к Н. Н. Златовратскому: [Публ. и коммент.] // Лит. наследство. М., 1959. Т. 67: Революционные демократы. Новые материалы. С. 504—506.

Б. М. Эйхенбаум: [Некролог] // Ленингр. правда. 1959. 26 нояб. Совм. с др.

Так спорить нельзя: [Письмо в ред. по поводу фельетона В. Назаренко на ст. Л. Долгополова «“Двенадцать” А. Блока: Идейная основа поэмы»] // Лит. газ. 1959. 5 дек. Совм. с др.

1960

Сказки Салтыкова-Щедрина. М.; Л.: Гослитиздат, 1960. 230 с.

Народ в изображении Салтыкова-Щедрина: («Сон в летнюю ночь») // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы: Сб. ст. М.; Л., 1960. С. 274—311.

[Вступительное слово на заседании Ученого совета ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР, посвященном 90-летию со дня рождения В.И. Ленина, 14 апр. 1960 г.: Крат, излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1960. Т. 19, № 4. С. 363.

Народный писатель России: [К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого] // Ленингр. правда. 1960. 20 нояб.

1961

Толстой и современность: [Вступ. докл. на науч. сес. ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР, посвящ. 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого, 16—17 нояб. 1960 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1961. Т. 20, № 3. С. 253—254.

То же // Рус. лит. 1961. № 1. С. 243—244.

Проблема литературной преемственности: (Полем. заметки) // Рус. лит. 1961. № 3. С. 18—42.

Александр Фадеев: (По страницам посмерт. публ.) // Рус. лит. 1961. № 4. С. 12—38.

Социологический подход не значит вульгарный социологизм // Вопр. лит. 1961. № 9. С. 83—86.

Особенности в творческия метод на Салтиков-Шчедрин // Език и лит. 1961. № 6. С. 5—18.

[Вступительное слово на XIII Всесоюзной Пушкинской конференции, 6—8 июня 1961 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1961. Т. 20, № 6. С. 543—544.

То же // Рус. лит. 1961. № 4. С. 230.

Певец свободы: К 100-летию со дня смерти Тараса Григорьевича Шевченко // Ленингр. правда. 1961. 10 марта.

Великий русский мыслитель и критик: (К 150-летию со дня рождения В. Г. Белинского) // Ленингр. правда. 1961. 13 июня.

Ред.: Добровольский Л. М. Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине, 1848—1917 / Отв. ред. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 432 с.

1962

О научном и общественном авторитете литературоведения // Рус. лит. 1962. № 1. С. 3—14.

Привiтання вiд Iнстiтуту росiйської лiтератури (Пушкiнського дому) АН СРСР // Збiрник праць Ювiлейної десятої наукової шевченкiвської конференцii. Київ, 1962. С. 291—293.

[Выступление на общем собрании Отделения литературы и языка АН СССР, обсуждавшем задачи филологической науки в свете решений XXII съезда КПСС, 17 нояб. 1961 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1962. Т. 21, № 2. С. 169.

О методологических вопросах литературоведения: [Докл., общ. собр. Отд-ния лит. и яз. АН СССР, 6 февр. 1962 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1962. Т. 21, № 3. С. 275—276.

Мыслитель, художник, революционер: [К 150-летию со дня рождения А. И. Герцена] // Ленингр. правда. 1962. 6 апр.

А. К. Боровков: [Некролог] // Веч. Ленинград. 1962. 15 нояб. Совм. с др.

Ред.: История русского романа: В 2 т. / Чл. ред. кол. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. 1. 627 с.

1963

О литературоведческих исследованиях // Рус. лит. 1963. № 1. С. 3—19.

Социалистический реализм: (К вопр. о его толковании) // Рус. лит. 1963. № 4. С. 3—24.

О своих творческих планах // Вопр. лит. 1963. № 6. С. 246.

Николай Кирьякович Пиксанов: (К восьмидесятипятилетию со дня рождения) // Нева. 1963. № 4. С. 181—183.

[Выступление на пленарном заседании Научного совета по проблеме «История русской классической литературы и ее международные связи» АН СССР, Ленинград, 21—22 февр. 1963 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1963. Т. 22, № 5. С. 452.

[Выступление на заседании Научного совета по комплексной проблеме «Закономерности развития мировой литературы в современную эпоху» АН СССР, дек. 1962 г.: Крат. излож.] // Вопр. лит. 1963. № 4. С. 60.

Рец.: Столбовая дорога искусства: [Петров С. М. Проблема реализма в художественной литературе. М., 1962] // Нева. 1963. № 7. С. 179—181.

Была ли ошибка?: [О деятельности Всесоюз. музея А. С. Пушкина] // Известия. 1963. 4 июня. Моск. веч. вып.

1964

Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2-х т. М.; Л., 1964. Т. 2. С. 350—389.

Щедринские сказки // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. М., 1964. С. 5—22. (Нар. б-ка).

Пятый Международный съезд славистов // Рус. лит. 1964. № 1. С. 202—205.

Против упрощения сложной проблемы // Рус. лит. 1964. № 4. С. 214—226.

Великий син великого народу: [К 150-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко] // Мистецтво. 1964. № 2. С. 10—11.

Рец.: Салтыков в годы творческого расцвета: [Покусаев Е. И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963] // Рус. лит. 1964. № 2. С. 192—196.

Рец.: Посвящена Шевченко...: [Прийма Ф. Я. Шевченко и русская литература XIX века. М.; Л., 1961] // Ленингр. правда. 1964. 24 апр.

Ред.: Беляев Б. Л., Зарахани В. И. Александр Фадеев в портретах, иллюстрациях, документах: Пособие для учителей / Общ. ред. М.; Л.: Просвещение, 1964. 342 с.

Ред.: История русского романа: В 2-х т. / Чл. ред. кол. М.; Л.: Наука, 1964. Т. 2. 643 с.

1965

Певец юности нового мира: (К характеристике Фадеева-художника) // Партийность и творческая индивидуальность писателя. М.: Л., 1965. С. 28—63.

Об основных направлениях развития исследований в области общественных наук // Заседание секции общественных наук АН СССР совместно с гуманитарными учреждениями г. Ленинграда, 30 окт. 1964 г.: (Стеногр. отчет.). Л., 1965. С. 32—41.

«Невинные рассказы»: [Ввод. ст. и примеч.] // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 3. С. 553—558.

«Сатиры в прозе»: [Ввод. ст. и примеч.] // Там же. С. 583—594.

Виктор Владимирович Виноградов: (К 70-летию со дня рождения) // Рус. лит. 1965. № 1. С. 221—225, 1 л. портр.

[Выступление на пленарном заседании Научного совета по проблеме «История русской классической литературы и ее международные связи» АН СССР, Ленинград, 25—26 нояб. 1964 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1965. Т. 24, № 4. С. 366.

Рец.: Ученый и его труды: [Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964] // Рус. лит. 1965. № 3. С. 273—276.

Рец.: Поэзия познания и действия: [Архипов В. М. Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия. М., 1965] // В мире кн. 1965. № 12. С. 28.

1966

Состояние и задачи разработки методологии литературоведения. М.: Наука, 1966. 129 с. Ротапр.

Методологические задачи литературоведения // Вопросы методологии литературоведения. М.; Л., 1966. С. 5—55.

Литературная преемственность как проблема исследования // Там же. С. 218—255.

Из истории взаимоотношений М. Е. Салтыкова-Щедрина и Эмиля Золя // Русско-европейские литературные связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рождения акад. М. П. Алексеева. М.; Л., 1966. С. 360—371.

Методологические проблемы литературоведения // Коммунист. 1966. № 9. С. 55—67.

[Выступление на V Международном съезде славистов в Софии по докладу Ж. Бланкова о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина] // Славянска филология: Материали от V Междунар. конгр. на славистите. София, 1966. Т. 8: Литературознание. С. 158.

[Выступление на V Международном съезде славистов в Софии по докладам М. Новикова и К. Генова о проблемах социалистического реализма] // Там же. С. 217—218.

[Выступление на V Международном съезде славистов в Софии по докладу М. Дрозды, И. Франека, 3. Матгаузера «Социалистический реализм как художественный метод советской литературы»] // Там же. С. 232—233.

[Выступление на V Международном съезде славистов в Софии по докладу О. Бартоша «О гротескной сатире в славянских литературах XX столетия»] // Там же. С. 240—241.

Рец.: Индивидуальность поэта и индивидуальность исследователя: [Архипов В. А. М. Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия. М., 1965] // Рус. лит. 1966. № 1. С. 228.

Рец.: Обещающее начало: [Прозоров В. В. О художественном мышлении писателя-сатирика: (Наблюдения над творч. процессом М. Е. Салтыкова-Щедрина). Саратов, 1965] // Рус. лит. 1966. № 2. С. 253—257.

Ред.: Баскаков В. Н. Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине, 1918—1965. М.; Л.: Наука, 1966. 292 с.

Ред.: Вопросы методологии литературоведения: [Сб. ст.] / Общ. ред. М.; Л.: Наука, 1966. 284 с.

От редактора // Там же. С. 3—4.

Ред.: Русско-европейские литературные связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рождения акад. М. П. Алексеева / Чл. ред. кол. М.; Л.: Наука, 1966. 474 с.

1967

Состояние и задачи разработки методологии литературоведения: [Докл. на заседании секции обществ, наук Президиума АН СССР, 1 и 9 февр. 1967 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1967. Т. 26, № 5. С. 492-494.

То же // Вестн. АН СССР. 1967. № 6. С. 26—28.

Преемственность в развитии литературы как проблема исследования: [Докл. на VII науч. конф. литературоведов Поволжья, май 1966 г., Волгоград: Крат. излож.] // Рус. лит. 1967. № 1. С. 228.

Революция, культура, литература // Рус. лит. 1967. № 3. С. 3—16.

1968

Преемственность в истории литературы как проблема исследования: (На материале восточно-славян. лит.) // Славянские литературы: VI Междунар. съезд славистов (Прага, авг. 1968). Докл. сов. делегации. М., 1968. С. 264—293.

Некоторые методологические проблемы дальнейшего развития науки о литературе // Советское литературоведение за пятьдесят лет. Л., 1968. С. 409—428.

Социалистические идеалы Салтыкова-Щедрина: [Докл. на конф. «Роль социалистических идей в развитии русской литературы» в ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР] // Рус. лит. 1968. № 2. С. 247.

Об аналитическом рассмотрении художественного произведения // Рус. лит. 1968. № 3. С. 3—14.

Ветеран русского литературоведения: (К 90-летию Н. К. Пиксанова) // Лит. газ. 1968. 17 апр. С. 7.

[Выступление на межвузовской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева] // Орл. правда. 1968. 20 сент.

Писатель-гуманист: [О творчестве И. С. Тургенева] // Орл. правда. 1968. 3 нояб.

1969

Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. 228 с.

О значении ленинского наследия для литературоведения: (Вместо введ.) // Наследие Ленина и наука о литературе. Л., 1969. С. 5—13.

Принципы научного анализа в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»: (Наблюдения литературоведа) // Там же. С. 93—132.

Социалистические идеалы Салтыкова-Щедрина // Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969. С. 265— 309.

Этюд к психологии творчества сатирика: (О «Культурных людях» Салтыкова-Щедрина) // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона»: Сб. ст. к 90-летию Н. К. Пиксанова. Л., 1969. С. 131—137.

О критериях точности в литературоведении // Рус. лит. 1969. № 1. С. 72—88.

[Выступление на межвузовской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева] // Там же. С. 234.

В. И. Ленин о познании и проблема творческой активности писателя // Рус. лит. 1969. № 3. С. 3—23.

Федор Яковлевич Прийма: [К 60-летию со дня рождения] // Рус. лит. 1969. № 4. С. 222—223. Соавт.: Григорьян К. Н., Ершов Л. Ф.

1970

М. Е. Салтыков-Щедрин. Л.: Просвещение, 1970. 240 с. (Б-ка словесника).

О единстве объективного и субъективного в художественном творчестве // Метод и мастерство. Вологда, 1970. Вып. 1. С. 9—25.

[Выступление по докладу О. Суса о «славянском формализме»] // VI Mezinárodni sjezd slavistů v Praze, 1968: Akta sjezdu. Pr., 1970. [Т.] 1. S. 390.

Ленин и вопросы культуры // Рус. лит. 1970. № 1. С. 3—14.

Ред.: Вильчинский В. П. Николай Филиппович Павлов: Жизнь и творчество / Отв. ред. Л.: Наука, 1970. 182 с.

1971

Александр Фадеев: Черты творч. индивидуальности. Л.: Худож. лит., 1971. 335 с., 1 л. портр.

В среде умеренности и аккуратности: («Господа Молчаливы»): [Ввод. ст. и примеч.] // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1971. Т. 12. С. 618—639.

«Культурные люди»: [Ввод. ст. и примеч.] // Там же. С. 686—691.

Сборник: [Ввод. ст. и примеч.] // Там же. С. 694—697.

Щедринские сказки // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. М., 1971. С. 3—20. (Нар. б-ка).

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) // Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. Л., 1971. С. 3—30.

Методологический семинар и научное творчество // Методологический семинар и активизация научного творчества ученых. Л., 1971. С. 18—28. Ротапр.

Имя литературного героя // Страницы истории русской литературы: К 80-летию чл.-кор. АН СССР Н. Ф. Бельчикова. М., 1971. С. 86—91.

О значении трудов академика В. В. Виноградова по литературоведению // Поэтика и стилистика русской литературы: Памяти акад. Виктора Владимировича Виноградова. Л., 1971. С. 3—10.

Ученый и учитель // В. А. Десницкий ученый и педагог. Л., 1971. С. 96—100. (Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та; Т. 381).

Александр Фадеев как художник: (Заметки об эволюции стиля) // Рус. лит. 1971. № 4. С. 40—56.

Ред.: Поэтика и стилистика русской литературы: Памяти акад. Виктора Владимировича Виноградова / Чл. ред. кол. Л.: Наука, 1971. 459 с.

1972

А. А. Фадеев // Русская советская литература: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. / Под ред. В. А. Ковалева. М., 1972. С. 184—208.

В. И. Ленин о познании и проблема творческой активности писателя // Искусство и идеология. М., 1972. С. 44—76.

Щедринские сказки // Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. М., 1972. С. 3—25. (Нар. б-ка).

Критику в первые ряды: [По поводу постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике»] // Рус. лит. 1972. № 3. С. 13—19.

О книге Л. Штолла «Форма и структура в искусстве слова»: [Докл. на науч. заседании ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР, посвящ. 70-летию со дня рождения акад. Ладислава Штолла, 26 июня 1972 г.: Крат. излож.] // Там же. С. 250—251.

1974

Преемственность литературного развития // Историко-литературный процесс: Пробл. и методы изуч. Л., 1974. С. 126—167.

Сказки // Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1. С. 414—446.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) // Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. Л., 1974. С. 3—30.

О некоторых вопросах дальнейшей работы методологических семинаров // Идеологическая борьба и методология научных исследований. Л., 1974. С. 145—154. Ротапр.

То же // Методологический бюллетень / Дом полит. просвещения ЛК и ЛГК КПСС. Л., 1974. Вып. 5. С. 49—51.

Русская литература в дискуссиях VII Международного съезда славистов // Рус. лит. 1974. № 1. С. 100—109. Совм. с др.

Ред.: Историко-литературный процесс: Пробл. и методы изуч. Л.: Наука, 1974. 274 с.

От редактора // Там же. С. 3—4.

Ред.: Шубин Э. А. Современный русский рассказ: Вопр. поэтики жанра / Отв. ред. Л.: Наука, 1974. 182 с.

1975

Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. 159 с.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) // Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. М., 1975. С. 5—24. (Б-ка всемир. лит. Сер. 2; Т.  108).

Оружием сатиры: [К 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина] // Рус. лит. 1975. № 4. С. 3—14.

Ред.: Беляев Б. Л., Зарахани В. И. Александр Фадеев в портретах, иллюстрациях, документах: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. / Общ. ред. Л.: Просвещение, 1975. 343 с.

1976

Сказки Салтыкова-Щедрина. 2-е изд., дораб. Л.: Худож. лит., 1976. 275 с.

Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М.: Современник, 1976. 253 с. (Б-ка «Любителям рос. словесности»).

Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин. Л.: Знание, 1976. 32 с. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826—1976: Ст. Материалы. Библиогр. Л., 1976. С. 22—48.

Об аналитическом рассмотрении художественного произведения // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С. 5—19.

Щедрин и Свифт // Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию акад. М. П. Алексеева. Л., 1976. С. 520—526.

Подвижнический труд крупнейшего ученого: [К 80-летию акад. М. П. Алексеева] // Рус. лит. 1976. № 2. С. 209—211, 1 л. портр. Соавт.: Мурьянов М. Ф.

[Вступительное слово на научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина, 19 янв. 1976 г.: Крат. излож.] // Там же. С. 222.

О специфике прогресса в литературе // Рус. лит. 1976. № 3. С. 3—22.

Карающий смех сатирика: [К 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина] // Человек и закон. 1976. № 1. С. 80—90: портр.

Великий русский сатирик: [К 150-летию М. Е. Салтыкова-Щедрина] // Сов. культура. 1976. 27 янв. С. 4: портр.; Сов. Киргизия. 1976. 27 янв.

Смех Щедрина // Ленингр. правда. 1976. 27 янв.

С. А. Макашину 70 лет // Лит. газ. 1976. 4 февр. С. 6.

[Выступление на литературном празднике, посвященном 150-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина, село Спас-Угол] // Заря: Спец. вып.: Первый Щедринский праздник. 1976. 3 июля, 6 июля.

Ред.: Салтыков-Щедрин, 1826—1976: Ст., материалы, библиогр. / Отв. ред. Л.: Наука, 1976. 440 с.

От редакции // Там же. С. 3—4.

Ред.: Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию акад. М. П. Алексеева / Отв. ред. Л.: Наука, 1976. 562 с.

1977

О специфике прогресса в литературе // О прогрессе в литературе. Л., 1977. С. 3—49.

Карающий смех сатирика // Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. Сказки. Киев, 1977. С. 5—12. (Шк. б-ка).

То же // Салтиков-Щедрин М.Е. Iсторiя одного мiста. Казки. Київ, 1977. С. 5—12. (Шк. б-ка).

Своеобразие Александра Фадеева как художника: [Докл. на конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А. А. Фадеева, 27 дек. 1976 г.: Излож. // Рус. лит. 1977. № 3. С. 242—243.

Ред.: О прогрессе в литературе: Сб. ст. Л.: Наука, 1977. 263 с.

1978

Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит., 1978. 224 с.

О повторяемости в процессе развития литературы: (Против релятивизма в литературоведении) // Славянские литературы: VIII Междунар. съезд славистов, Загреб Любляна, сент. 1978 г.: Докл. сов. делегации. М., 1978. С. 5—24.

Слово о Луначарском // А. В. Луначарский: Исслед. и материалы. Л., 1978. С. 5—10.

[Вступительное слово на юбилейном научном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения В. А. Десницкого, 31 янв. 1978 г.: Излож. // Рус. лит. 1978. № 3. С. 219—220.

[Вступительное слово на заседании секции «Литературно-художественное, критическое и эстетическое наследие Н. Г. Чернышевского» Всесоюзной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского, Ленинград, 25—26 мая 1978 г.: Излож. // Рус. лит. 1978. № 4. С. 210.

К юбилею Л. Н. Толстого // Веч. Ленинград. 1978. 14 июля.

1979

В. А. Десницкий как литературовед // Десницкий В. А. Статьи и исследования. Л., 1979. С. 3—9.

Задачи философских семинаров в разработке методологических проблем гуманитарных наук // Философско-методологические проблемы специальных наук: Вопр. орг. и повышения эффективности работы филос. (методол.) семинаров. Л., 1979. С. 129—138.

[Выступление на годичном общем собрании Отделения литературы и языка АН СССР, 28 февр. 1978 г.: Крат. излож.] // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1979. № 2. С. 163.

[Вступительное слово на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, 25 сент. 1978 г.: Излож.] // Рус. лит. 1979. № 1. С. 246—247.

Пушкин и наука о литературе: [Вступ. слово на юбил. науч. заседании ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР, посвящ. 180-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 30 мая 1979 г.: Излож.] // Рус. лит. 1979. № 4. С. 242.

То же // Ленингр. ун-т. 1979. 8 июня. С. 11.

Ред.: Назарова Л. Н. Тургенев и русская литература конца XIX начала XX в. / Отв. ред. Л.: Наука, 1979. 201 с.

1980

Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. 334 с.

Институт, носящий имя Пушкина: [К 50-летию науч. деятельности ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР] // Вестн. АН СССР. 1980. № 12. С. 114—123: ил.

«Не пустой для сердца звук»: [Беседа] // Лит. газ. 1980. 24 дек. С. 3.

Ред.: Баскаков В. Н. Пушкинский дом, 1905—1930—1980: (Ист. очерк). Л.: Наука, 1980. 320 с.

Ред.: Компанеец В. В. Художественный психологизм в советской литературе (20-е годы). Л.: Наука, 1980, 113 с.

1981

О научных взаимосвязях литературоведения // Взаимодействие наук при изучении литературы. Л., 1981. С. 5—26.

Энтузиаст щедриноведения: Штрихи к портр. Е. И. Покусаева // Наследие революционных демократов и русская литература. Саратов, 1981. С. 5—15.

Институту русской литературы Академии наук СССР 50 лет // Обществ. науки. 1981. № 1. С. 163—170. Соавт.: Баскаков В.

Методологические вопросы литературоведения // Обществ. науки. 1981. № 3. С. 88—103.

[Вступительное слово при открытии Всесоюзной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Александра Блока, 24 нояб. 1980 г.: Излож.] // Рус. лит. 1981. № 2. С. 245.

[Выступление на торжественном собрании по случаю вручения ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР ордена Трудового Красного Знамени, 17 февр. 1981 г.: Излож.] // Рус. лит. 1981. № 3. С. 219.

[Вступительное слово при открытии 26-й Пушкинской конференции, 1 июня 1981 г.: Излож.] // Рус. лит. 1981. № 4. С. 248.

«На траве ковыле...»: [В связи со ст. С. Курнаева и В. Гончарова] // Лит. газ. 1981. 18 марта. С. 13. Соавт.: Лихачев Д. С.

Пушкинский дом: Науч. центр рус. лит. // Известия. 1981. 2 июня. Моск. веч. вып.

М. П. Алексееву 85 лет // Лит. газ. 1981. 10 июня. С. 6.

Певец революции: К 80-летию со дня рождения Александра Фадеева // Сов. культура. 1981. 22 дек. С. 6.

Ред.: Взаимодействие наук при изучении литературы. Л.: Наука, 1981. 277 с.

От редактора // Там же. С. 3—4.

Ред.: Наследие революционных демократов и русская литература / Отв. ред. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 373 с.

1982

Итоги, перспективы, задачи // Вопр. лит. 1982. № 10. С. 8—16.

Полвека творчества: [К 50-летию Пушкинского дома] // Наука в СССР. 1982. № 1. С. 25—33: ил.

[Вступительное слово на юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. А. Фадеева, 22 дек. 1981 г.: Излож.] // Рус. лит. 1982. № 2. С. 242.

[Вступительное слово на открытии первых Алексеевских чтений, 8—9 июня 1982 г.: Излож.] // Рус. лит. 1982. № 4. С. 241—242.

1983

Александр Фадеев: Черты творч. индивидуальности. 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит., 1983. 269 с.

Бессмертная сила иносказаний: «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина // Вершины: Кн. о выдающихся произведения рус. лит. М., 1983. Сб. 3. С. 108—123. (Шк. б-ка).

[Вступительное слово на совместном заседании сектора новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР и кафедры зарубежных литератур ЛГУ, посвященном 80-летию со дня рождения Б. Г. Реизова, 4 нояб. 1982 г.: Излож.] // Рус. лит. 1983. № 3. С. 258—259.

Пушкинский дом о себе: [Изд., посвящ. истории Пушкинского дома, к 75-летию Ин-та: Беседа] // Лит. газ. 1983. 9 марта. С. 5.

Ред.: Буданова Н. Ф. Роман И. С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов / Отв. ред. Л.: Наука, 1983. 174 с.

1984

Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина / Отв. ред. С. А. Макашин. Л.: Наука, 1984. 342 с.

Сказки: [Примечания] // Салтыков-Щедрин М. Е. Избр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2. С. 636—644. (Б-ка классики). Соавт.: Баскаков В. Н.

Ред.: Методологические вопросы науки о литературе: Сб. науч. тр. / Под ред. А. С. Бушмина и А. Н. Иезуитова. Л.: Наука, 1984. 254 с.

Ред.: Фридлендер Г. М. Методологические проблемы литературоведения / Отв. ред. Л.: Наука, 1984. 238 с.

1985

Предисловие // Кишкин Л. С. Чехословацкие находки: Из зарубеж. пушкинианы. М., 1985. С. 5—6.

1987

Художественный мир Салтыкова-Щедрина: Избр. тр. / Отв. ред. Д. С. Лихачев и В. Н. Баскаков. Л.: Наука, 1987. 365 с., 1 л. портр.

Содерж.: Художественные принципы Салтыкова-Щедрина. С. 21—279; Социалистические идеалы Салтыкова-Щедрина. С. 280—313; Народ в изображении Салтыкова-Щедрина: («Сон в летнюю ночь»). С. 313—341; Этюд к психологии творчества сатирика: (О «Культурных людях» Салтыкова-Щедрина). С. 341—347; Из истории взаимоотношений М. Е. Салтыкова-Щедрина и Эмиля Золя. С. 348—357; Щедрин и Свифт. С. 357—364.

1988

Из истории советской литературы и литературной науки: Избр. тр. / Отв. ред. Л. Ф. Ершов и А. И. Овчаренко. Л.: Наука, 1988. 383 с., 1 л. портр.

Содерж.: Роман А. Фадеева «Разгром». С. 15—188; Опыт в жанре романа-эпопеи: («Последний из удэге»). С. 189—240; Роман-поэма о героизме советской молодежи: («Молодая гвардия»). С. 241—271; Недопетая песня о рабочем классе: («Черная металлургия»). С. 272—281; Характерные черты творческой индивидуальности Фадеева. С. 282—314; Серафимович. С. 315—342; Этюды о советских литературоведах: Слово о Луначарском. С. 343—348; Ученый и его труды: (А. И. Белецкий). С. 348—355; О значении трудов академика В.В. Виноградова по литературоведению. С. 355—361; Николай Кирьякович Пиксанов. С. 361—365; В. А. Десницкий как литературовед. С. 366—371; Энтузиаст щедриноведения: (Штрихи к портр. Е. И. Покусаева). С. 371—381.